Марьят Выкова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дорогой добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему : «Дорогой добра» для детей средней группы на конкурс «Воспитатель года»
Выкова Марьят Галибовна – воспитатель
А. Зеюко, 2021г.
Дорогой добра
Цель: Формировать у детей представление о волонтерском движении, о его значении в жизни социума. Знакомство с континентом Африка, и её обитателями.
Задачи:
Образовательные:
-углубить знания детей о волонтерах и их деятельности;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Дорогой добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-активизировать словарь по теме «Жаркие страны».
- совершенствовать грамматический строй речи.
-способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Развивающие :
-развивать словесно-логическое мышление, концентрацию внимания, активного восприятия;
- развитие у детей креативного мышления;
-развивать коммуникативные навыки;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе;
Помочь приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.
Словарная работа: саванны, пустыня, джунгли, водопой, бивни.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Жаркие страны»; загадки, скороговорки и пословицы по данной теме; оформление выставочных работ с детьми по теме «Жаркие страны!», видео презентация «Кто такие волонтеры»
Интеграция образовательных областей: согласно ФГОС:
Социально – коммуникативное развитие :
- развитие навыков гуманного общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, природой и животным миром.
Познавательное развитие :
- развитие любознательности, познавательных процессов, активной жизненной позиции у детей.
Речевое развитие :
-обогащение активного словаря.
Физическое развитие :
Материал: ИКТ (проектор, воздушный шар, обитатели Африки – обезьяна, слон, жираф, лев, насекомые, фотоаппарат, шкатулка добрых дел, баночки с песком, медицинская сумка, карточки с заданиями.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Вводная часть.
1. Приветствие. Эмоциональный настрой.
Дети заходят в зал (музыка для приветствия)
Дети, каждый наш день начинается с солнечного лучика, который улыбается ласково и говорит нам «Добрый день»
Давайте и мы поприветствуем наше солнце, небо и землю.
Дети. Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй синий ручеек,
Здравствуй матушка земля,
Очень любим мы тебя,
Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем много говорить, творить… а вот о чем?. Предлагаю посмотреть видео запись (дети дают толкование слова «волонтер», не называя его)
Видеоролик «Говорят дети»
- Это человек – помощник, он помогает тем, кто в этом нуждается.
- Этот человек сам решил делать добрые дела. Его никто не заставляет.
- Этот человек приносит в мир тепло, добро и счастье. Он помогает людям, животным и природе.
Воспитатель: Как вы думаете, о каком человеке идет речь?
-О волонтере
- Какие они волонтеры?
- Это - люди, которые спешат делать добро. Они добровольцы, их никто не заставляет, они по своему желанию совершают добрые поступки.
- Правильно, ребята, посмотрите на экран (Слайд) Волонтеры участвуют при ликвидации природных стихий: пожаре, наводнении, урагане; волонтеры ухаживают за пожилыми людьми; участвуют при поиске пропавших людей; спасают животных и т. д. (на экране фотографии настоящих волонтеров)
2. Основная часть.
Принятие детей в отряд юных волонтеров.
- А вы хотели бы стать настоящими волонтерами
- Да!
- Прежде чем стать настоящими волонтерами я предлагаю посмотреть нашу шкатулку добрых дел (открывается шкатулка) (слайды фотографии детей)
-Да, ребята с таким багажом добрых дел и поступков вас по праву можно принять в отряд юных волонтеров «Дети солнца»
(Песня «Мы дети солнца)
- Ребята, вы знаете, что у волонтеров есть свой девиз, которому они следуют.
- Я предлагаю придумать свой девиз. Как называется наш отряд (Дети солнца)
- А что несет в себе солнце (свет, тепло, добро, радость)
- Тогда пусть нашим девизом будет: «Мы несем добро, тепло и свет» Давайте все громко скажем: Мы несем добро, тепло и свет.
- Ну что же мои юные волонтеры. А вот и наше с вами первое задание.
1. Упражнение «Добрый поступок»
На столе лежат разные предметы (зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, листок бумаги и фломастер)
- Что можно сделать с этими предметами (зернышко посадить или дать птицам; цветок поставить в воду, чтобы не завял; сломанную игрушку починить; порванную книгу склеить; на листке бумаги нарисовать цветок и подарить маме) Давайте ребята все это мы с вами сделаем.
- Молодцы, ребята. Вы сейчас поступили как настоящие волонтеры,
-Ой, звонок. Так это Доктор Айболит нам звонит. Давайте посмотрим.
«Здравствуйте, ребята. Я обращаюсь к вам за помощью. Я слышал, что у вас в детском саду «Звездочка» есть дети волонтеры, которые совершают добрые дела и поступки. Из Африки мне пришла весть о том, что в саваннах животные попали в беду. Нужно им помочь. К сожалению, так получилось, что я сам заболел, не могу полететь. В помощь вам я там оставил карточки – подсказки, найдите их и как можно скорее спасите животных»
Воспитатель: Мои юные волонтеры, вы готовы помочь животным, но прежде чем отправиться в Африку, давайте познакомимся с ней. Африка – это большой континент (Слайд) В Африке очень жарко. Там много пустынь (Слайд). Самая большая пустыня …Сахара.
Еще в Африке еще есть саванны (Слайд). Саванна всегда покрыта травой. Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. В саванне есть небольшие озера. Это водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.
А это ребята джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы. Вот мы и познакомились с Африкой.
Воспитатель: Ну что же, мои юные волонтеры вы готовы идти на помощь?
- Как вы думаете, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, что мы возьмем? (кепки, панамы)
- Да верно, мы наденем кепку, чтобы не получить солнечный удар. Еще я предлагаю взять аптечку все - таки мы идем спасать животных, и фотоаппарат, чтобы запечатлеть наше с вами путешествие.
Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки (на самолете, поезде, пароходе) Давайте вспомним, как добирался до Африки Доктор Айболит, какие животные ему помогали (волки, орел и кит). Я предлагаю отправиться на большом воздушном шаре (звучит музыка, дети садятся в корзину)
Воспитатель смотрит в бинокль.
-Впереди море! (музыка – релаксация)
- Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это (синий кит)
- А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она называется (акула)
2. Упражнение «Найди животное по его тени»
- Вот мы и добрались до Африки (звуки Африки). Выходите, нас ждут приключения, друзья. Нам скорее нужно найти животных, и помочь им.
Воспитатель: Посмотрите, что это на пальме, такое черное непонятное. Давайте его внимательно рассмотрим. Что можно сказать о нем (он сидит на дереве, у него длинный хвост)
- Это может быть белкой. Белка тоже живет на дереве (не белка, у белки пушистый хвост)
- Может это тукан? (нет, тукан птица)
- А кто же это может быть?
Дети: обезьяна.
- Какая грустная обезьянка, что с ней. Здесь на пальме карточка – подсказка. Ребята на карточке бинт и лапка. Чтобы это значило? (у обезьянки болит лапка, надо ее перебинтовать)
-Молодцы ребят, вот мы и спасли первого животного (составление рассказов – описаний о животных)
Воспитатель: Ребята, кто нам расскажет об этом животном.
Ребенок: Обезьяна травоядное животное. Также она поедает жучков, гусениц. Обезьяны очень ловкие и смелые, они легко перепрыгивают с дерева на дерево, хвост служит им рулем. Детеныша обезьяны называют обязьянка.
Воспитатель: Молодец!
Ребята, давайте сфотографируемся на память. А теперь пора отправляться дальше, хотя грустно расставаться с обезьянкой.
Дети: Пока обезьянка! (машут)
3. Упражнение конструирование «Математическая лестница»
Воспитатель: Посмотрите, у нас на пути, чьи - то огромные следы. Пойдем по следам? Идем тихо, чтобы никого не напугать (рев слона)
Воспитатель: Интересно, а это чей рев?
- А вот и карточка с подсказкой (слон и яма)
- Как вы думаете, что может это означать? (слон попал в яму)
- Как можно ему помочь? (мы можем построить лестницу)
- Ребята, давайте сделаем лестницу из этих бревен. Посмотрите, там написаны цифры. Значит, нам надо сделать лестницу по этим цифрам, начиная с 1, которая будет в самом низу.
- Вот мы и сделали лестницу для слона. Посмотрите, ребята вот мы спасли еще одного животного.
- Кто составит рассказ о слоне.
Ребенок: Слон – он такой большой и сильный. У слона есть белые бивни и длинный хобот. С помощью хобота слон пьет воду и добывает пищу. Уши у слона большие. Ими он отгоняет насекомых. Ноги у этого животного толстые, а хвост короткий. Питается слон травой, листьями, плодами и корой деревьев. Детеныша слона называют слоненок.
Воспитатель: Молодец! Еще одно фото мои юные волонтеры. Попрощайтесь со слоном. Пора отправляться дальше.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Идем дальше. Ребята, не забываем, как нужно себя вести в Африке: идем тихо, не шумим, чтобы не спугнуть диких животных; смотрим под ноги, чтобы не наступить на змей, диких муравьев, их укусы ядовиты. Африка настолько опасная, насколько и интересная.
- Смотрите, ребята, а это кто? (слайд «грустный жираф)
- А почему он такой грустный?
- Может у него что – то болит или очень устал? Кто знает, как можно справиться с грустью? (Можно спеть песенку, станцевать, поиграть) Я предлагаю вам, развеселить с помощью музыки.
4. Музыкальная физминутка «У жирафа пятнышки везде»
(Слайд «Веселый жираф)
Воспитатель: Молодцы! Мы еще одного животного спасли. А кто нам расскажет о жирафе.
Ребенок: Жираф самое высокое животное. Длинная шея помогает ему во время засухи питаться любимым кормом – листьями с верхушек акации. Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Детеныша жирафа называют жирафёнок.
5. Аппликация «Подбери соответствующий ключ»
Воспитатель: Ну что же, мои юные волонтеры продолжим наши поиски пропавших животных.
- Ребята, посмотрите, клетка, кого же там заперли? (льва)
-Браконьеры посадили в клетку льва, и повесили большой замок, и ключа нигде нет. Как же нам его освободить. А вот карточка с подсказкой (замок и ключ).
- Чтобы это значило ребята? Я думаю, ребята мы с вами должны изготовить подходящий ключ к этому замку. Посмотрите внимательно на цвет, форму и расположение геометрических фигур на замке. Давайте их назовем.
Коллективная работа «Подбери соответствующий ключ»
Воспитатель: Ребята, мы успели и его спасти. А кто расскажет нам про льва.
Ребенок: Лев – это огромная и сильная кошка. Он ловкий и смелый, красивый и грациозный, у него царская грива. Лев может справиться с любым животным. На лапах у льва длинные острые когти. На кончике хвоста у льва – темная кисточка. Лев – хищник. Питается мясом. Детеныша льва называют – львенек.
- Ребята как вы считаете, можно охотиться на животных, убивать их? (нет)
- Почему? (они беззащитные, милые и забавные, нам нужны такие друзья на нашей планете)
Воспитатель: Попрощаемся со львом.
Дети: До свидания!
Дыхательное упражнение «Спаси насекомых»
- Ну а мы пойдем дальше (звук песочной бури) (находим карточку с насекомыми и песком)
-Мои юные волонтеры посмотрите на карточку, кого еще нужно спасти? (насекомых)
- В пустыне разыгралась песочная буря и засыпала насекомых. Нужно их освободить. Нужно сдуть песок с насекомых с помощью трубочки.
-Ребята, давайте вспомним правила безопасности при работе с песком. Мы не вдыхаем песок через трубочку, это опасно, можно задохнуться песком, а выдуваем воздух через трубочку в песок.
-Юные волонтеры, каких насекомых мы спасли? (жуков, пауков и т. д)
Воспитатель: Вот мы и спасли всех животных и насекомых, которые попали в беду.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Молодцы мои юные волонтеры! Вы сегодня были настоящими героям и подтвердили, что не обязательно быть взрослым, чтобы совершать большие героические поступки. Давайте мы с вами встанем в круг дружбы и еще раз скажем, какие же они волонтеры? (Воспитатель вытягивает руку посередине со словом «бескорыстные» и так по кругу: добрые, смелые, отзывчивые, заботливые, ответственные, искрение. А теперь нам пора возвращаться в детский сад (звучит музыка)
- Нам нужно поспешить на воздушный шар (дети садятся в корзину)
- Мои юные герои мы с вами пролетели над морями, лесами, полями. И вот мы приближаемся к нашим родным просторам.
- Как называется наша Родина? (Россия)
- А как называется наша малая Родина? (Карачаево – Черкесская республика)
- Да ребята, мы с вами живем в одном из красивейших, уникальных уголков России – Карачаево – Черкессии.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам быть волонтерами?
Дети: Да!
Воспитатель: А где мы с вами сегодня побывали?
Дети: В Африке (показ слайда – Природа Африки)
Воспитатель: Кому мы помогали? (Воспитатель достает карточки - подсказки, дети называют животное и какую помощь они оказывали)
Ребята, я думаю, что мы с вами еще будем пополнять нашу шкатулку добрыми делами и поступками. (Звонок)
Доктор Айболит
Хочу поблагодарить вас за спасение животных Африки. Я получил все ваши фотографии. Вы настоящие волонтеры. За ваши добрые дела я награждаю вас медалью и памятным подарком. Я уже отправила подарки по почте. Спасибо вам, ребята!
Награждение.
(Медалью и памятным подарком награждается)
Воспитатель:
А я ребята желаю вам
Заботиться о людях
Обществу полезным быть,
Радость ближнему дарить.
Образ жизни здоровый всем вести
Волонтера титул с гордостью нести
Мягко трудности преодолеть
Ему, тебе, всем нам огромное сердце иметь.
Всем спасибо.