Елена Захарова
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с правами детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям общие представления об их правах.
Задачи:
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Ход занятия
В-ль - Ребята, сегодня я вам принесла одну книгу, но это непростая книга со сказками или рассказами… Эта книга называется (показать детям, чтобы они сами прочитали название… Правильно, она называется «Права детей».
Темочки:
Вы уже знаете, что есть книга, которая называется «Конституция». Что это за книга?
Дети: Это главная книга нашего Государства, в которой записаны нрава и обязанности граждан.
В-ль – Правильно. А как вы думаете, что же записано в книге «Права детей»? (ответы детей)
Да, эта чудо-книжка расскажет вам о правах детей, т. е. о ваших правах.
(появляется взрослый в костюме Бабы Яги)
БЯ (забирает у детей книгу)
Малы вы еще права изучать! А эту книгу я почитаю. (убегает в свою избушку)
В-ль – Ну, и Баба Яга! Отобрала нашу книгу, и была такова! А мы даже не успели 1-ю страничку прочитать и не узнали, какие же там записаны права детей…
Что же нам делать? (ответы детей с предложениями)
Правильно, давайте ее догоним и вернем нашу книгу.
Но догнать Бабу Ягу будет непросто. Ее избушка находится в лесу, вон за той высокой заснеженной горой (показать на избушку, накрытую белой тканью). Трудно через гору перебраться, но нам помогут «волшебные подушки», которые мы превратим в тучки. Надо только сказать волшебные слова:
Ну-ка, подушки, превратитесь в тучки-летучки!
(дети все вместе, дружно повторяют слова)
В-ль – Ребята, скорее садитесь на свои «тучки», - полетели!
Мы полетим очень быстро, поэтому, закрывайте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! Держитесь крепче за свои тучки. (включить музыку и вентилятор)
Чувствуете, как быстро мы летим? Вот уже и гора позади.
(в этот момент с домика Бабы Яги снять белую ткань; включить запись с голосами птиц)
В-ль – Слышите, птицы поют. Вот и подлетаем лесу. Открывайте глаза, приземляемся на поляну. Вот и избушка Бабы Яги. Давайте тихонько подойдем и постучим.
Б. Я. – Кто такие? Чего явились? Кто вас звал? Я не жду никого!
В-ль – Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.
Б. Я. – Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились? (ответы детей)
В-ль – Да, Баба Яга, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.
Б. Я. – Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да, и вообще, на все права, о которых написано в этой книге, могут рассчитывать только дети царя Салтана! А еще дети, которые верят в Бабу Ягу и Кощея бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи. Вот так!
В-ль – Ребята, как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (ответы детей)
Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи и в кого вы верите.
(раздать детям жетоны-символы «ВСЕ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА»)
(к бабе Яге) Так что, Баба Яга, ты не права, верни нам нашу книгу!
Б. Я. – Ой-ой, умные какие! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, № 1.
В-ль – Баба Яга, а почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое.
Б. Я. – Имена! А зачем им давать имена, если дети все маленькие, все одинаковые? Обойдутся и номерами.
В-ль – Ребята, вы согласны, что вы все одинаковые? (нет)
А вы можете доказать Бабе Яге, что вы все разные не похожие друг на друга?
(дети кратко объясняют, чем они отличаются: цветом волос и глаз, ростом, формой лица и т. д.)
Ну, что, Баба Яга, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя?
Б. Я. – Ну, хорошо, признаю за вами это право.
В-ль – Ребята, давайте представимся Бабе Яге, как кого зовут, а чтоб Баба Яга запомнила все имена нам поможет эхо.
Игра «ЭХО»
(после игры раздать детям жетоны-символы «ИМЯ»)
В-ль - Теперь, верни нам, пожалуйста, книгу. Чтобы дети ознакомились с другими правами.
Б. Я. – Верну, если у кого-нибудь из вас мама работает в… этой, ну как ее, тьфу! Опять забыла, как она называется… ну, где одни только книги.
В-ль – Ребята, вы догадались, о чем Баба Яга хотела сказать? (это библиотека)
Б. Я. – Да, точно! Если у кого- нибудь из детей мама работает в библиотеке.
В-ль – Это еще почему!
Б. Я. – Потому, что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – дети врачей.
В-ль – Ну, ты и наговорила! Дети, как вы думаете, справедливо то, что сказала Баба Яга?
(ответы детей)
Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.
(раздать жетоны-символы «ДОМ», «ЛЕЧЕНИЕ», «ОБУЧЕНИЕ»)
Б. Я. (обиженно, чуть не плача) Ну, и ладно (уходит в свою избушку)
В-ль – Ой, по-моему, Баба Яга обиделась. Мне, почему-то, жалко Бабу Ягу. А вам, ребята? (ответы детей разделяются : одним жаль Б. Я., другим – нет)
Может, она потому плохие поступки совершает, что никто ее не любит, никто о ней не заботится. Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все ВЫ.
(раздать жетоны)
А Бабу Ягу даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы с вами это сделаем. Подарим ей букет цветов. (собирают цветы на поляне, стучатся в дверь избушки, Б. Я. выходит, дети дарят ей цветы, Б. Я. смущается и благодарит детей)
В-ль – Ребята, нам пора возвращаться. Садитесь на свои тучки, и полетим домой.
Б. Я. – Подождите! Возьмите вашу книгу. Я ведь тоже способна на хорошие дела.
В-ль – Спасибо, Баба Яга. Приходи к нам в гости. У нас есть еще много интересных книг.
До свидания.
Б. Я. – До свидания. Спасибо за приглашение.
В-ль – Все на местах? Не забудьте закрыть глаза. Полетели!
(на дом Б. Я. опять набросить белую ткань)
Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома мы опять!
(дети проходят на свои места)
В-ль – 1) Понравилось вам путешествие?
2) А что больше всего понравилось? (ответы детей)
3) О каких правах вы сегодня узнали?
Молодцы, запомнили свои права. Мы еще потом будем изучать эту книгу и узнаем, какие еще есть права.
Спасибо всем. Мне было очень приятно и интересно с вами.