Виргиния Лобачева
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
2. Познакомить с историей возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России.
3. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора.
4. Побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами.
5. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе „Ярмарка“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: Хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, атрибуты для народных танцев (ложки, костюмы) аудиозаписи песен: “Ярмарка”, “У матрешки розовые щечки”, “Русская плясовая” угощения (сушки, конфеты, баранки, русский народный костюм для воспитателя.
Методические приемы.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель встречает их в народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей).
Упражнение «Здравствуйте».
Встанем мы в кружочек дружно.
Здравствуй, правая рука! (правая рука вперед)
Здравствуй, левая рука! (левая рука вперед)
Здравствуйте, ладошки! (поворачивают ладошки вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 раза хлопают)
Здравствуйте, ножки! (пружинка)
Топ-топ-топ! (топают)
Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки)
Всем привет! Машу вам я! (машут друг другу рукой).
А теперь поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, гости!
Воспитатель: - Молодцы, вы очень вежливые.
Звучит музыка ‘’Ярмарка‘’
Слайд 1 «Ярмарка»
– Ребята, послушайте какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете что такое ярмарка?
Дети:- Нет.
Воспитатель: - Я сейчас вам расскажу и покажу!
Дорогие гости!
А также ребятишки, девчонки и мальчишки!
Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары, продаются самовары!
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
- Ребята, давным-давно, когда не было магазинов, всё покупали на базарах и ярмарках. У детей не было столько игрушек, как у вас сейчас.
Я приглашаю вас сегодня отправиться на ярмарку мастеров, где живут и работают люди-мастера своего дела.
Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила.
Дети подходят к первому столу, на котором, стоит хохломская посуда.
Слаид -2 «Хохлома»
Рассказ воспитателя о хохломской посуде.
- Посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная! Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись? (Хохломская)
- Ребята, такая роспись называется –хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы знаете откуда появилась хохломская посуда?
Дети:- Нет.
Воспитатель: - Давайте мы сейчас присядем и послушаем. (Дети садятся на стульчики).
Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое так и называется – Хохлома. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав и созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха и дыханием весны. Всё это и отразилось в предметах, которые перед вами. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили и кричали:
- Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо, да чашки ложки?
А их спрашивали: - Откуда посуда?
Мастера отвечали:
- К вам приехала сама Золотая Хохлома! Так и прижилось название к посуде.
А откуда появился этот удивительный промысел, и почему посуду именно золотыми красками расписывают, даже сказку придумали.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду
- Ребята, отличают хохломскую роспись не только по основным цветам, но и по элементам узора. Каждый из них имеет своё название: ягодки, завитки, усики, травинки, кустики. (Воспитатель называет и показывает на посуде соответствующие узоры) Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. На нашей ярмарке посуда представлена разная: тарелки, плошки, подносы, ложки. Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать, как музыкальные инструменты?
Дети: - Деревянные ложки.
- А вы на ложках играть умеете?
- -Да.
- А со мною поиграете? -Да.
Исполнение детьми танца с ложками. (Музыкальное сопровождение ‘’Русская плясовая’’)
Воспитатель хвалит детей и предлагает им посмотреть, что ещё приготовила ярмарка.
Знакомство детей матрёшкой.
Дети подходят к следующему столу. (Стол закрыт салфеткой).
- Ой, ребята, а что же здесь?
Давайте разгадаем загадку и узнаем, что ещё приготовила нам ярмарка.
Загадка.
Алый. Шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (Матрёшка)
Слайд- 3 «Матрешка»
Воспитатель: Отгадали вы загадку, правильно матрешка.
Дети, матрёшка появилась в России очень давно, более 100 лет назад.
Русские мастера вытачивали матрёшек из дерева, да потом расписывали их яркими красками, нарядили её в красивый сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной.
Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей) Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе) Ребята наша матрешка расстроена, потому что её подружки упали с полки и рассыпались. А теперь не могут найти свои половинки. Давайте поможем матрешкам.
А мне известно. Что на нашей ярмарке матрёшки танцевать умеют. Правда? Ну, матрёшки, выходите! И для всех гостей спляшите! -
Танец,Матрёшки “(музыкальное сопровождение,У матрёшки розовые щёчки ‘’)
-Воспитатель: Ох, молодцы, матрёшки! Ох, красавицы!
А ярмарка приглашает нас дальше. Давайте посмотрим, что она приготовила для нас ещё.
Дети проходят к следующему столу, стол накрыт салфеткой.
- Ребята, здесь спрятаны игрушки. А какие именно, мы узнаем, если разгадаем загадку.
Загадка.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
Отгадайте, что здесь, друзья!
Дети: - Дымковская игрушка.
Слайд -4 (дымковская игрушка)
Воспитатель: - Правильно, ребята! Это уже хорошо известная нам дымковская игрушка! Называется она так, потому что придумали её в селе Дымково.
- Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке?
Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень.
- Какие элементы дымковского узора вы знаете?
Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка.
Воспитатель: Любит народ на ярмарке и на каруселях покататься. Садитесь на карусель.
Игра «Карусели»
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра
Затем сменить направление и продолжить игру.
Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, мы побывали с вами на веселой ярмарке в городе мастеров, познакомились и увидели там чудесные предметы из разных городов России. А кто мне скажет, где мы сегодня побывали? (ответы детей).
Что мы видели интересного, что вам понравилось? (ответы детей)
А как еще веселятся на ярмарке? ( ответы детей: танцуют и поют)
Наша ярмарка большая
И чего в ней только нет!
Не видать конца и края -
Море сушек и конфет!
Для всех гостей на удивленье!
Приготовлены здесь угощенья!
Воспитатель – Молодцы, ребята, потрудились и повеселились вы на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения (воспитатель угощает детей сладкими петушками). Звучит музыка,Ярмарка’’