Ольга Межакова
«Осенняя сказка». Конспект НОД по освоению образовательной области «Коммуникация» в старшей группе
Конспект НОД по освоению образовательной области "Коммуникация" в старшей группе "Осенняя сказка"
Цели:
1. Учить детей составлять описательный рассказ о погоде, используя схемы.
2. Развивать навыки монологической речи, обучая детей придумыванию сказок.
3. Уточнять, обогащать и активизировать словарь: синонимами, антонимами (ясная - пасмурная, относительными прилагательными, глаголами.
Публикация «„Осенняя сказка“, Конспект НОД по освоению образовательной области „Коммуникация“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
4. Развивать пространственную ориентировку, темп и ритм движений, координацию слова с движением.
5. Развитие мыслительной активности и творческого воображения.
6. Использование эмоционального состояния детей для развития речевой активности.
Оборудование: опорные схемы для описания различного состояния погоды, листы бумаги со схематическим изображением листа дерева для каждого ребёнка, простые карандаши, мяч, две осенние картины с изображением различного состояния погоды, пиктограммы грустного и весёлого настроения, опорные сигналы для игры «Хорошо — плохо», «шкатулка сказок».
Ход занятия:
Перед детьми осенние картины, на которых изображено различное состояние погоды. Около каждой картины пиктограммы грустного и весёлого настроения.
- Дети, какое время года изобразили художники на этих картинах? Как вы догадались?
- Как вы считаете, почему у детей разное настроение?
- Если бы весёлый мальчик умел говорить, как бы он рассказал о погоде? Расскажите вы о погоде по схемам.
Дети описывают погоду, опираясь на схемы по цепочке:
«Стоял ясный, солнечный день. Погода была тёплая. Дул тихий, лёгкий ветерок. По небу плыли белые, лёгкие, облака. С деревьев падали разноцветные листья».
- Почему же мальчик улыбается возле этой картины?
- Что же опечалило другого малыша?
Дети описывают погоду, опираясь на схемы по цепочке: «Стоял пасмурный день. Было прохладно. Дул сильный, порывистый ветер. По небу плыли тяжёлые, серые тучи. Шёл сильный дождь. С деревьев срывались разноцветные листья».
- Какую погоду мальчик увидел в окне? (Пасмурную, дождливую, сырую, ветреную).
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева «Осень» :
«Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла».
- Разная бывает осенняя погода.
Дидактическая игра «Наоборот». (Ясная — пасмурная; сырая — сухая; безветренная — ветреная; холодная — тёплая; небо облачное — безоблачное).
- Как нам мальчика развеселить? Покажем ему, как можно играть с листочками.
Звучит музыка. Дети произвольно двигаются под музыку. Воспитатель произносит:
- Листья осенние тихо кружатся,
- Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)
- И под ногами шуршат, шелестят, (водят руками по полу влево - вправо).
- Будто опять закружиться хотят.
Музыка заканчивается.
Упражнение для пальцев:
- 1, 2, 3, 4, 5 (дети сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать
Лист берёзы, (загибают большой палец)
Лист рябины, (загибают указательный палец)
Лист тополя, (загибают средний палец)
Лист осины, (загибают безымянный палец)
Листики дуба (загибают мизинец) мы соберём
Маме осенний букет отнесём (сжимают и разжимают кулачки).
- Посмотрите, мальчик ещё грустный. Он не запомнил хорошо названия разных листочков. Поможем ему?
Игра с мячом. (Дети в кругу, воспитатель бросает каждому мяч по очереди).
Листья с веток обрывает.
Листья разные летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель: Дети:
-Лист клёна кленовый;
-Лист берёзы берёзовый;
-Лист тополя тополиный;
-Лист каштана каштановый;
-Лист рябины рябиновый;
-Лист осины осиновый;
-Лист липы липовый
-Дети, что же случилось? Отчего изменилось настроение мальчика?
Игра «Дорисуй» (дети дорисовывают схематичное изображение листочка).
-А сейчас придумаем сказку об осеннем листочке. Сначала вы расскажете, каким был осенний день. В кого или во что мог превратиться листок. Что с ним потом произошло.
3-4 ребёнка рассказывают свои сказки.
- Остальные сказки мы поместим в «шкатулку сказок» и послушаем
вечером, расскажем родителям.
- Сегодня мы рассказывали малышам, о каком времени года?
- Осень это хорошо или плохо? Игра «Хорошо-плохо»,
(использовать схемы, если дети затрудняются в высказываниях)
- Вам понравилось занятие? Найдите схему с вашим настроением и
поместите на экран. — Что тебе понравилось? — Почему ты улыбаешься?
Творчество детей
Стоял ясный, солнечный день. Погода была тёплая. Дул слабый ветерок. С деревьев падали разноцветные листья. Красный листик упал на землю и превратился в ежа. Он был колючий. Ёж свернулся в клубок и покатился в лес.
Был тёплый солнечный день. Дул лёгкий ветерок. По небу плыли белые, воздушные облака. Начался листопад. С дерева упал жёлтый листок и превратился в морковку. Прибежал зайчик, увидел морковку и съел её.
Погода была пасмурная. Дул сильный, порывистый ветер. По небу плыли серые тучи. С дерева слетел кленовый лист и залетел в окно. Он упал на стол и превратился в красивые бусы. Девочка надела бусы и пошла гулять с подругами.
Стоял холодный, пасмурный день. Дул холодный ветер. Шёл сильный дождь. Ветер срывал с деревьев листья. Рябиновый лист залетел в детский сад и превратился в игрушку (лисичку). Детям она очень понравилась и они с нею играли.