Мурадова Наталья
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная Соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.
• воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли; соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов с солью.
Развивающие
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
• Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
• Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
• Развивать познавательные интересы детей в процессе экспериментальной деятельности;
• развивать умение обобщать,
Обучающие
• Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
• Учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: мешочки с разными наполнителями, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, куриные яйца (сырой картофель, грязные ложечки (чашки, губка, одноразовые стаканчики, сухие красители, баночка для декорирования, подносы с солью для рисования.
Ход занятия:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, я приготовила для вас волшебную шкатулку. А что находится в шкатулке вы узнаете если отгадаете загадку.
Что за странный порошок,
С виду неприметный.
Но любое блюдо он,
Делает отменным. (Соль)
Воспитатель: Откройте мешочек. Что там? (Соль)
Что такое соль?
Предположительные ответы детей: (соль — чем солят, порошок)
Знаете откуда соль взяла свое название? Происхождение слова соль связано с Солнцем : старинное славянское название Солнца – Солонь;
Воспитатель: ребята, а как вы думаете соль бывает разная или нет?
(Соль бывает каменная, морская и поваренная).
Воспитатель: кто знает, как добывается соль? Один из способов добычи соли Выжигание - раньше папуасы собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу. Похожим способом сейчас получают черную соль.
Добыча «каменной» соли – это добыча соли в подземных соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.
Соль добывают через специальные соляные скважины
Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят неглубокие бассейны — соляные прессы. В них напускают морскую воду. Солнце нагревает воду, и она испаряется, а соль остается в бассейне. Этот способ называется- естественное испарение.
Воспитатель: где мы можем использовать соль?
Предположительные ответы детей: (в медицине, на кухне).
Показать презентацию «Как добывают соль»
Воспитатель: Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести исследование.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью :
1. -Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Предположительные ответы детей: соль похожа на порошок
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Предположительные ответы детей: (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3 : «Соль поглощает воду»
Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Предположительные ответы детей: (соль поглощает воду).
Вывод: соль может поглотить небольшое количество воды.
Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
-Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете?
Ответы детей: в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
Ответы детей: в тёплой воде соль растворилась быстрее.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Воспитатель: переход к следующему опыту. Перед вами стоят стаканы с водой возьмите аккуратно яйцо и опустите его в стакан с водой. Что случилось с яйцом?
Ответы детей: оно опустилось на дно.
Воспитатель: а теперь давайте насыпаем в стакан четыре ложки соли, аккуратно ложечкой перемешиваем чтобы соль растворилась. Что случилось с яйцом?
Ответ детей: яйцо всплыло.
Вывод: соленая вода может выталкивать предметы на поверхность)
Физминутка. (М. Чистяков «ВОЛНЫ»)
Мы размяться все успели и переходим с вами к творческой работе.
Воспитатель: а сейчас я хочу показать для чего еще люди, используют соль.
Творческая работа.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнышко)
Воспитатель: молодцы ребята, понравилось вам на соли рисовать? Еще соль может поднимать настроение.
Подведение итогов. Рефлексия.