Наталья Лобынцева
Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе «Стихия воздуха»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
1. Задачи О. О. «Познавательное развитие»
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
- развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата;
- знакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;
2. Задачи О. О. «Речевое развитие»
Публикация «Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе „Стихия воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Методы и приё мы:
-словесные (беседа,ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение легенды);
- (игровые ситуации, сюрпризные моменты);
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно экспериментальная деятельность).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный : коробка-посылка, воздушные шарики, калейдоскоп, карточки-схемы с описанием опытов и свойствами воздуха, видео-презентация, песня «Шарики воздушные.
Раздаточный: контейнеры из прозрачного пластика с водой и пластиковые стаканы 0,2л, клеёнка, трубочки –соломинки, веера из бумаги, капсулы от киндер-сюрпризов пустые и с различными запахами, зубочистки, целлофановые пакеты, дудочки.
Предварительная работа:
- занятия детей в мини-лаборатории;
-чтение сказок В. Сухомлинского «Ласковый ветер и холодный ветрище», «Весенний ветер»,чтение сказки Е. Пермяка «Мыльные пузыри», рассказа Л. Н. Толстого «Рассказ аэронавта», чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»;
- рассматривание иллюстраций «Дела ветра», картин об охране чистоты воздуха;
- беседа: «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;
- наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром.
Виды детской деятельности :
• Игровая,
• коммуникативная,
• познавательно-исследовательская,
• восприятие художественной литературы.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько к нам пришло гостей, скажите здравствуйте скорей!
(Воспитатель входит с энциклопедией)
-Ребята у меня в руках энциклопедия, в ней я нашла одну очень красивую легенду о природе и хочу вам её сейчас прочитать.
Жили-были во Вселенной Звезда по имени Солнце Красное и Планета Земля Прекрасная. Повстречало Солнце Красное, Землю Прекрасную приглянулись они и полюбили друг друга и больше никогда не расстались. Планета Земля кружиться вокруг Солнца окружая его своей заботой. А Солнце каждый день дарит свое тепло и свет. Народились у Земли и Солнца детки чудные четыре природных стихии : Вода, Огонь,Земля, Воздух.
И сегодня об одной из них мы с вами поговорим.
(Стук в дверь. В группу приходит посылка).
-Ребята, посмотрите, нам передали посылку, интересно что там (Смотрят, ничего не видят).
- А я, кажется, знаю! И вы узнаете, отгадав загадку, читает:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же,
Без него мы жить не можем!
(ВОЗДУХ)
-Правильно. Теперь мы знаем, что в посылке находится воздух
-Ребята, а вы хотите научиться находить воздух и лучше узнать о его свойствах?
-Тогда нам нужно превратиться в учёных (Одевают шапочки)
Я приглашаю вас в научную лабораторию для исследования. В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего руками не трогать.
Вы готовы?
- В этом нам поможет волшебный калейдоскоп.
«Волшебный калейдоскоп
Ты нам помоги,
В лабораторию нас проводи.
Вот мы и в лаборатории».
(На экране Джин)
-«Приветствую вас, маленькие друзья!
200 лет в сосуде этом Я –бедняга просидел.
Я-Джин – воздуха властелин.
Докажите что без воздуха нельзя прожить».
- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.)
- Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)
- Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. (Поймаем воздух)
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём (В пакете ничего нет, он пустой).
- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? (Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку).
- Воздух занял всё место в пакете.
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха, он весь вышел).
- Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети) : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 (Воздух в человеке)
- Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
(Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух).
- А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет).
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек, животные и растения не могут жить без воздуха.
Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
- Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? (Звук).
- Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)
- Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? (Ответы детей)А как мы можем это сделать? (Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь).
- Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.
- Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок).
- Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Физ. минутка» «Ветерок, ветер, ветрище».
-ветерок колышет листочки (работают кисти рук, пальцы,
- ветер гнёт веточки (покачивание корпуса и рук,
-ветрище гнёт деревья до земли (наклоны туловища, взмахи руками).
Опыт 5 (воздух не имеет запаха)
- А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? (Если воздух чистый, то он не имеет запаха).
- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В капсулах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. (У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 6 (воздух легче воды)
- Ребята, у вас на столах лежат капсулы попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? (Внутри них есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.)
Вывод: Воздух легче воды.
Итог.
. - Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.
Молодцы ребята, вам понравилось быть учёными и проводить опыты? (Ответы)
Но нам пора в детский сад.
«Волшебный калейдоскоп
Ты нам помоги,
В детский сад нас, пожалуйста, верни».
- Вот мы и в детском саду, я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный шарик». Будем передавать шарик по кругу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе. (На доске символы-подсказки).
(Садятся на стулья)
Джин: Вот ваш заслуженный символ берите и дальше скорее идите.
-Из-за ширмы вылетают маленькие воздушные шарики голубого цвета.
-Посмотрите, сколько шариков подарил нам Джин-воздуха властелин, но зачем нам столько много? Что нам с ними делать? (Ответы)
-Предлагаю поделиться с гостями, ну и конечно не забудьте оставить себе один.
3. Рефлексия.
А теперь возьмите маркеры и нарисуйте смайлики на шариках, если понравилось занятие –весёлый смайлик, если нет –грустный.
Звучит песня «Шарики воздушные»