Елена Сергеенко
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет «Мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Мир звуков» для детей 5-6 лет.
Педагог Сергеенко Е. Е.
Цель:
Создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком.
Задачи:
Обучающие:
• Знакомить детей с понятием звук.
• Формировать представление детей о звуке.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет „Мир звуков“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Познакомить детей с понятиями : «звуковые волны», «колебание», «вибрация», «лаборатория», «исследователи».
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Способствовать развитию коммуникативных навыков.
• Развивать слуховое внимание.
Воспитательные:
• Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыты.
• Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материалы: видеозапись Лунтика, игра на бокалах, танец Летка – Енька; халаты лабораторные, таз с водой, камни, банка плотно закрытая целлофаном, сахар, барабан, пустые стаканы, палочки деревянные, линейки, Лира, ширма и предметы для игры «угадай, что звучит», бокалы с водой, салфетки, инструменты для шумового оркестра, значки «юный исследователь», раскраски.
Ход НОД.
Ребята, наш мир полон разных чудес и загадок. Я знаю, что вы очень любознательные и хотите много узнать об окружающем нас мире. И сегодня у нас не обычное занятие. Наша группа превратится в настоящую лабораторию, в которой вы будите - младшими
Друзья мои, сегодня утром нам по электронной почте пришло видеопослание. Давайте посмотрим.
На экране появляется персонаж Лунтик.
- Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я Лунтик. Я прилетел к вам на землю в гости и растерялся… вокруг меня что-то происходит, я не могу понять! Я очень напуган! Послушайте сами… (звуки воды, мяуканье кошки, пение птиц и т. д.)
Что так напугало Лунтика? Что он услышал? (ответы детей)
- Вы всё правильно угадали. Как одним словом можно сказать, что мы с вами сейчас слушали? (звуки). Интересно, почему Лунтик испугался звуков? Вы хотите это узнать, хотите узнать откуда берётся звук? Как он распространяется? Почему мы слышим друг друга? (Ответы детей). Предлагаю узнать ответы на все вопросы. Согласны?
Тогда я вас приглашаю в лабораторию. А что такое лаборатория? (Лаборатория – это помещение, в котором проводят опыты и эксперименты)
Значит, мы будем проводить эксперименты и опыты. Как настоящие исследователи. Но, прежде чем попасть в лабораторию, мы оденемся, как настоящие научные сотрудники. Дети надевают лабораторные халаты, читаю стихотворение.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают,
Пора задуматься всерьез.
Вот теперь мы готовы отправиться в лабораторию.
(Подвожу детей к тазу с водой) Сейчас Оля бросит камень в таз с водой, а вы внимательно следите, что будет происходить. Что вы увидели? (По воде расходятся круги). То же самое происходит и со звуком, только звуковая волна невидима и передаётся по воздуху. Эти волны достигают уха, и мы с вами воспринимаем их как звуки.
В следующем опыте мы увидим работу звуковых волн.
Опыт с банкой и сахаром. (стеклянная банка плотно закрыта полиэтиленовой плёнкой, на которой насыпано немного сахара.) Рядом с банкой сильно бью в барабан. Что происходит? Крупинки сахара прыгают. Звуковая волна заставила подняться крупинки сахара и изменить свое положение на пленке. Мы видим работу звуковых волн.
Ребята, а предметы могут издавать звуки?
-У меня на столе стоит пустой стакан, мы что-нибудь слышим? (Нет.)
- А теперь я ударю по нему палочкой, что произошло? (Звук «дзинь»).
- Интересно, то стакан стоял, молчал, а как до него дотронулись палочкой, откуда-то появился звук. Теперь попробуйте вы. Но надо помнить, что стаканчики из стекла, поэтому стучать по ним мы будем осторожно.
- Почему это происходит? (Ответы детей) - Секрет прост: от удара стекло стакана начинает дрожать. И вместе с ним начинает дрожать, колебаться вокруг стакана воздух. Дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим звук - «дзинь»! Значит звук – это дрожание, колебание воздуха. Это явление называется вибрация
Жалко, что мы не видим, как дрожит стакан. А я знаю, как увидеть. Я предлагаю провести опыт с линейками.
Опыт с линейкой.
-Скажите, пожалуйста, издаёт ли линейка звук? - Как заставить линейку звучать? (дети прижимают линейку одним концом к столу и заставляют вибрировать).
-Что происходит? Линейка издаёт звук. А когда он появился? Когда мы ударили по ней, и линейка начала дрожать.
- Что происходит с линейками, когда они звучат? (Они дрожат. От дрожания идут по воздуху волны и мы слышим звук)
Опыт со струнами. Каждому ребёнку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
-Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжался до тех пор, пока дрожала струна. Когда она остановилась, звук тоже пропал.
-Так, когда же начали звучать предметы, которые мы обследовали? Линейка, расчёска, струна? Вывод: Они начали издавать звук, когда мы заставляли их дрожать.
«Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри,
Звук, шутник,
Играя с нами,
Любит прятаться внутри»
Можем мы по звуку определить, из чего сделан предмет? Воспитатель за ширмой ударяет друг о друга деревянными, металлическими, стеклянными, пластмассовыми предметами, шуршит бумагой. Что мы можем сказать, послушав звучание предметов из разных материалов? (все предметы звучат по разному и по звуку мы можем определить из чего сделан предмет)
Опыт с голосом.
-А можем ли мы почувствовать звук?
-А знаете ли Вы, ребята, что внутри нашего тела есть трубочка?
Догадались? Правильно, это наше горлышко.
-Как можно почувствовать звук внутри горла? Если обхватить горло ладошкой и что-нибудь сказать, то можно почувствовать, как оно дрожит. Это дрожат голосовые связки. Попробуйте.
-А можем ли мы менять наши голоса? Сделать их тихими, громкими, грубыми и тоненькими? Попробуем произнести тихо У-у-у, а теперь громко У-у-у, з-з-з, ж-ж-ж.
Дети демонстрируют.
-Когда горлышко дрожало сильнее? (Когда мы говорили громко).
-Какой вывод можно сделать? Чем сильнее дрожат наши голосовые связки, тем громче голос.
Наше горло и голосовые связки похожи на музыкальный инструмент. Относиться к нему нужно очень бережно. Нельзя громко кричать, пить холодную воду, петь на морозе.
- А сейчас вас ждет сюрприз. Как вы думаете, сможет ли запеть этот бокал? - Попробуйте поводить пальчиком по краю, вот так. - А сейчас я попробую. (Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук.)
- Что вы услышали? - А как я это сделала? (Ответы детей)
- Попробуйте и вы сделать так, чтобы бокал запел. (Дети экспериментируют с бокалом)
- Почему бокал запел? (Ответы детей)
Вывод: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала и вода в нем дрожит, образует звук, который распространяется волнами по воздуху и мы слышим.
- А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать, как можно играть на бокалах мелодию.
Видео – ролик «Игра на бокалах» https://vk.com/video49695827_164324754
Александр Лемешев «Танец феи Драже» П. И. Чайковский. Музыкальный инструмент можно сделать не только с помощью стаканов с водой. Мы можем сделать шумовой музыкальный инструмент из обыкновенных деревянных палочек и гороха в пластиковой бутылочке. Предлагаю развлечь наших гостей музыкой. Музыкальная пауза (приглашаю детей на оркестр. Игра с деревянными палочками)
-Вы не забыли, ребята, для чего мы проводили все опыты, исследования? (Чтобы выяснить почему Лунтик испугался звуков).
-Так что же мы ему ответим? (Может быть он на Луне никогда не слышал звуков)
Почему на Луне нет звуков?
-Что нужно чтобы распространялась звуковая волна, долетала до наших ушек? (воздух) - А есть ли воздух на Луне? (На Луне нет звуков, потому что нет воздуха. Звуковые волны не могут распространяться. На Луне царит полная тишина.
На экране появляется Лунтик.
-Спасибо, ребята, вы меня успокоили. Я понял, почему я раньше на Луне ничего не слышал. И теперь я знаю, что такое звуки, как они появляются и передаются. И почему я раньше на Луне ничего не слышал. Я отправляюсь наслаждаться звуками вашей планеты. До встречи!
- Друзья мои, сегодня вы узнали много нового, проводили опыты, экспериментировали. Я хочу вручить вам значок - «Юный исследователь». Надеюсь, мы еще не раз посетим лабораторию, чтобы узнать много интересного. А на память о нашей встречи вам подарок – раскраски с изображением Лунтика.