Карина Каюмова
Конспект НОД по окружающему миру «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема: «3имующие птицы»
Возрастная группа : старшая группа (дети шестого года жизни)
Форма НОД: познавательно- исследовательская деятельность
Форма организации: групповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы»
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель: формирование знаний детей шестого года жизни о зимующих птицах
Средства:
Наглядные: изображение птиц
Раздаточные: разрезанные картинки птиц, целые картинки птиц, раскраски «3имующие птицы»
Мультимедийные: звуки «Голоса птиц», презентация
Материал и оборудование: магнитная доска, ноутбук, раскраски,проектор
Методы и приё мы: использование ИКТ, рассматривание фотографий птиц, рассказывание, художественное слово, поощрения, вопросы, дидактические игры
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Обучающие:
- уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам
Развивающие:
-развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей.
Содержание деятельности:
(1 слайд)
-Здравствуйте, дети, меня зовут Карина Фануровна.
-Давайте с вами друг другу улыбнёмся и поделимся своим счастьем и прекрасным настроением.
(2 слайд)
У меня для вас есть история. Слушайте внимательно.
- Как-то раз, к Незнайке в гости на чай пришёл 3найка, и спросил у него: «Каких зимующих птиц ты знаешь?». Незнайка долго думал и не смог ему ничего ответить, и решил Незнайка обратиться к нам за помощью.
-Поможем Незнайке узнать о зимующих птицах?
-Хорошо
Отгадайте загадки. Слушайте внимательно:
1. Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите. (птицы)
(3 слайд)
2. Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
(4 слайд)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
3. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый. (Воробей)
(5 слайд) Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. (ВИДЕО)
4. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица….(Ворона).
(6 слайд)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
5. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (Дятел)
(7 слайд)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
(8 слайд)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. (ВИДЕО)
7. Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой… (Сорока)
(9 слайд)
Сорока - воровка, белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, интересное, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. (ВИДЕО)
8. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
(10 слайд)
Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Кто может показать как воркуют голуби? (Гру-гру-гру)
Молодцы, отгадали все загадки.
-Посмотрите (в парах, у вас на столах лежат разрезанные картинки с изображением птиц (снегирь, синица, воробей, ворона, голубь, сорока, дятел)
-Я предлагаю вам собрать их, и посмотреть, что у вас получится.
-Что у вас получилось?
-Правильно, птицы.
-Какая птица получилась у тебя? (снегирь, синица, воробей, ворона, голубь, сорока, дятел).
-А одним словом, как назвать этих птиц?
-Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
-Верно.
-Отложите получившиеся картинки на край стола.
(11 слайд)
Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду.
-Скажите, чем питаются птицы в природе?
-Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Когда пищи становится мало, они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(12 слайд)
-Правильно. Птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки.
Поднимите руки те, кто делал дома кормушку?
Расскажите, из чего вы ее делали?
-Какая должна быть кормушка:
-У кормушки должны быть бортики, чтобы корм не сдувало ветром. Необходима крыша, которая защитит «столовую» от снега.
-Кормушку нужно сконструировать таким образом, чтобы крупные птицы не смогли добраться до еды.
-Кормушка должна располагаться достаточно высоко от земли, чтобы до нее не смогли добраться грызуны.
Не забывайте чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.
-Кто мне может рассказать, чем питаются птицы, что мы можем положить в кормушку? (Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки. Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало. Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины. Вороны – питаются очистками и остатками пищи)
-А теперь, я предлагаю, превратиться в птичек –невеличек. Встаем со стульчиков.
Физкультминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают,
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки,
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись,
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
-Садимся на стульчики.
(13-14-15-16 слайд)
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»
Посмотрите, на картинки, Давайте назовём птиц. Рассмотрите очень внимательно. А теперь закройте глаза. (меняю)
Открывайте глаза.
Посмотрите внимательно. Кто может сказать, какой птички не стало? Не выкрикивайте.
Игра «Чей голос?»
Сейчас я буду включать голоса птиц. А вам нужно внимательно слушать и ска3ать мне «Чей это голос?»
Не выкрикивайте. Я буду спрашивать тех, кто хорошо сидит.
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. У вас на столах лежат картинки птиц. (синицы, снегири, вороны, воробьи, голуби, сороки).
Во3ьмите их в руки.
Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку», т. е вы подходите к доске и прикрепляете птицу на доску.
Слушайте внимательно:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
ИТОГ:
Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Каких зимующих птиц вы запомнили?
Как мы можем заботиться о птицах?
Незнайка очень благодарен, теперь он знает, как ответить на вопрос 3найки.
А за вашу помощь, он дарит вам раскраски (в виде 3имующих птиц).
Спасибо за занятие.