Грунина Ирина
Конспект НОД по обучению игре в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению игре в шахматы в группе "Звёздочки"
Цель: вызвать интерес детей к шахматной игре.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием «мат»
Закрепить названия шахматных фигур и их расположение на шахматной доске.
Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект НОД по обучению игре в шахматы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей, слушать собеседника, не перебивать.
Воспитывать усидчивость, уверенность в своих силах.
Расширение словарного запаса: шахматы, ладья, шахматный конь, шахматный слон, ферзь, шах.
Методы и приемы:
Наглядные:
• Рассматривание слайдов - иллюстраций к игре «Какая фигура спряталась?»;
• Работа с шахматной комбинацией «Мат».
Игровые:
• Дидактическая игра «Какая фигура спряталась?»;
• Игровое упражнение «Отгадай фигуру на ощупь».
Практические: игра в шахматы, создаем шахматную фигуру «Короля»
Методы повышения речевой активности:
• Метод вопросов.
Предварительная работа: предшествующая НОД, разучивание стихотворения (индивидуальная работа, разучивание пальчиковой гимнастики «Шахматный бой», игра «Чудесный мешочек», решение шахматных задач, словарная работа (оладьи, спешка, заслонка).
Материалы и оборудование: ноутбук, шахматы (10 шт., тканевая шахматная доска, презентация к НОД.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Назовите свои любимые игры.
(Ответы детей)
Воспитатель: Внимательно послушайте стихотворение – загадку. Ответьте о какой игре идет речь?
Ребё нок:
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
Дети: Это игра в шахматы.
Воспитатель: Верно, ребята!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать артистами шахматного театра. Но сыграть роль одной из шахматных фигур, вы сможете, если выполните мои задания. Первое задание – загадки.
Дети отгадывают загадки, отгадки демонстрируются на слайдах.
Загадки о шахматных фигурах :
Шагаем лишь вперед, а не наоборот.
По чину нам положен один короткий шаг.
Зато назад не может нас передвинуть враг. (пешка)
Стою на краю. Путь откроют - я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу. (ладья)
Не живет в зверинце, не берет гостинца. По косой он ходит, хоботом не водит. (слон)
Прыгнет он - подковы звяк.
Необычен каждый шаг,
Буква Г и так и сяк. (конь)
На шахматной доске - сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья, и «топает», как слон. (ферзь)
Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра. (король)
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки разгадали! Следующее задание называется «Вопросы из шахматной шкатулки».
(Воспитатель достает вопросы из шкатулки)
Беседа на тему «Знатоки шахматной игры»
Воспитатель:
Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
Без какой фигуры не бывает игры? (король)
Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Как ходит пешка? (только вперед)
Как бьёт пешка? (наискосок)
Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры).
Воспитатель: Верно, ребята, молодцы!
Воспитатель: Вас ждёт последнее задание, оно называется «Какая фигура спряталась на картинке?», обратите внимание на экран. Дети отгадывают
Воспитатель: Все задания выполнили! Какая роль достанется каждому из вас, поможет определить игра «Отгадай фигуру на ощупь». Но сначала нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая игра «Шахматные бой»
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по коленям)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на коленях)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по коленям
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони на коленях)
Им начинать этот сказочный бой.
Воспитатель: Ребята, подходим по очереди, выбираем себе роль.
Игровое упражнение «Отгадай фигуру на ощупь»
(Дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру. На ковре расположена тканевая шахматная доска, ребенок отгадавший фигуру, одевает шапку-маску и занимает соответствующее поле на доске)
Игра-театрализация «Шахматные фигуры»
Воспитатель: Все заняли свои места верно. Каждый из вас должен сыграть роль своей фигуры – сделать один ход!
(Дети выполняют ходы по очереди)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие артисты! Присаживайтесь на свои места.
(Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Давайте, с вами вспомним, какая ситуация в шахматной игре называется шах?
Ребенок: Шах – это нападение на короля соперника.
Воспитатель: Верно. Обратите внимание на экран. Перед вами шахматная комбинация.
Воспитатель:
- Какой король находится под шахом? (Черный король находится под шахом, ему угрожает белая ладья).
(Ребенок с указкой объясняет ситуацию)
- Есть ли у черного короля возможность уйти от шаха? (У короля нет возможности уйти от шаха, все поля вокруг него заняты своими фигурами или находятся под ударом фигур противника)
(Ребенок просчитывает все возможные ходы)
- Есть ли у игрока возможность закрыться от шаха другой фигурой? (Нет)
- Есть возможность взять фигуру, объявившую шах? (Нет).
Такая ситуация, ребята, называется МАТ. Мат – это шах, от которого нет защиты.
Воспитатель: Кто желает повторить что такое «мат» в шахматной игре?
Ребенок: Мат – это ситуация, когда королю угрожают, и он не может защититься.
Воспитатель: Ребята, какие фигуры ходят первыми?
Дети: Белые.
Воспитатель: Верно. Предлагаю разделиться на пары и пройти за столы.
(Дети выбирают себе противника, присаживаются за столы. На столах расположены шахматные доски с заранее созданной шахматной композицией).
Воспитатель: Ваша задача – поставить мат противнику.
(Дети под контролем воспитателя решают шахматную задачу).
Воспитатель: Ребята, с какой шахматной ситуацией мы сегодня познакомились? Какие задания выполняли? Что больше всего понравилось?