Елена Яковенко
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Поиски пропавшей буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Поиски пропавшей буквы.
Цель: закрепить характеристику звука [й], развивать фонематические процессы, совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ слова, способствовать развитию слогового чтения, развивать творческое воображение, активизировать процессы мышления, содействовать развитию графо-моторной координации.
Оборудование: буквы разрезной азбуки, символы звуков, звуковое письмо, магнитофон, план местности, карточки со словами, предметные картинки, камешки, цветная бумага, ножницы.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Поиски пропавшей буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Ход
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком [й]. Определите, какой это звук? /Согласный, звонкий, мягкий/.
Посмотрите, как выглядит буква Й. Что-то я её не нахожу!
Появляется Бармалей: - И не найдёте! Её украла Баба Яга. Я не смог предотвратить кражу, зато принёс конверт. Я нашёл его, когда выслеживал Бабу Ягу. /Отдаёт конверт/
Логопед: Что же там? /Открываю конверт/ Диск. Давайте его послушаем. /Включаю магнитофон, слушаем звуковое письмо/
«Здравствуйте ребята! Так хотела познакомиться с вами, но злая Баба Яга похитила меня. Спасите! Она спрятала меня далеко-далеко в тёмной пещере. Мне здесь холодно и страшно. Помогите! Я очень хочу вернуться к вам! Выручайте! Не дайте мне пропасть. Буква Й.»
Логопед: Что же нам делать?
Дети: Надо искать букву и спасать её.
Логопед: Как же мы её найдём?
Бармалей: Вот тут-то я вам и помогу. Выследил я, куда Баба Яга спрятала буковку, и план набросал – вот он. /План прикрепляется на магнитную доску/
Логопед: Дети надо внимательно рассмотреть и запомнить план. Это лес. Дальше виден ручей, надо перейти через него и подойти к болоту. Вдали виднеется гора с пещерой. Вот туда мы и отправимся, Вы готовы?
Лес. /Декорации деревьев, кустарников; звучат голоса лесных птиц/
Логопед: Это необычный лес. Мы пройдём его, если сможем определить, какой по счёту звук [й] в словах: зайка, Айболит, стой, айва, бой, синий, майка, тройка.
Не выпускает нас лес. Давайте вспомним птиц, в названии которых есть звук [й]: соловей, воробей, сойка, чайка, попугай, козодой, кайра. /Называют дети/
Логопед: Вот мы и миновали лес. Теперь перед нами многоводный ручей. Как же нам переправиться через него?/Декорация ручья/
/Примерные варианты ответов детей: В лодке. Камней набросаем. На самолёте. Мост построить и др. /
Логопед: Хорошая мысль – построить мостик. Только ручей-то не простой и мостик появится, если мы сами его сделаем. Средств на строительство у нас нет, зато есть буквы. Выложим из них слово «мостик». Возьмите планшеты, буквы и за дело! /Пока дети выкладывают слово, я кладу досточку через «ручей»/ Отлично! Вы настоящие мастера. Мост готов. Скорее на тот берег!
Логопед: Мы подошли к болоту. /Декорация болота: камыши, кувшинки; следки через болото/. Чтобы не утонуть, мы возьмёмся за руки и пойдём друг за другом, играя в «Словесную цепочку»./Первый ребёнок называет слово, следующий за ним придумывает слово на последний звук и т. д. например: стол, лук, комар …/
Вот пройдено и болото.
Появляется Бармалей: Какие молодцы! Почти до цели дошли. Помог я вам один раз, помогать ещё или нет?
Логопед: Дети, Бармалей привык, что его только ругают, придумаем для него ласковые слова со звуком [й]. /Примерные ответы детей: добрый, ласковый, умный, молодой, заботливый и др. /
Бармалей: Ой, не могу! Как же я теперь такой хороший буду, есть детей и людей? Не могу! Чем же мне питаться? Помогите, дети.
/Дети берут со стола «кулинарную книгу», достают из неё карточки со словами, читают их, ищут на столе соответствующую картинку, прикрепляют её к доске/
/Слова из «кулинарной книги»: сосиски, колбаса, творог, бублики, молоко, масло, печенье, помидор/
Бармалей: Всё! Понял! Оставите это мне? За это я вам дам последнюю подсказку. В пещеру вы сможете проникнуть, если назовёте слово, которое объединяет, сопровождает и помогает вам всю дорогу. Мне пора идти. Удачи вам!
Логопед: Спасибо. До свидания. Какое же это слово?
/Дети предлагают слова, среди которых есть «дружба»/
Логопед: Смотрите, мы подошли к горе. /Декорация горы/ Камней-то сколько! Как нам разобрать эти камни и куда их девать?
Дети: Можно отнести их в болото. Сбросить с горы… Можно из них выложить наше слово.
Логопед: Замечательная идея. Какие буквы будете выкладывать?
Дети: Я - «д», я - «р», Я выложу букву «у», а можно мы вдвоём выложим «ж»? Я хочу букву «б», я – «а». Тогда я сделаю восклицательный знак. /Дети из камешков выкладывают слово и «освобождают» букву – достают её из «пещеры»./
Логопед: Ребята, уйдём от этого страшного места. Смотрите, поляна, наверное, это лесная звериная школа. Пока никого нет, займём их места. Садитесь скорее. /Дети садятся за столы. /Чтобы буква больше не терялась, сделаем её из бумаги. /Дети вырезают букву по контуру/
Логопед: Давайте эту букву напишем в тетради. /Дети в тетрадях пишут букву по точкам. /
Логопед: Ребята, смотрите, сколько слов с этой буквой. Давайте их прочитаем: ХОРОШИЙ, ДОБРЫЙ, СЧАСТЛИВЫЙ, РАДОСТНЫЙ, МИРНЫЙ, КРАСИВЫЙ, ЛУЧШИЙ.
Эти слова адресуем друг другу и всем присутствующим. Пусть каждый день будет: /дети повторяют слова/.
Звучит запись песни «Мы желаем счастья вам».