Вера Ведищева
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений по развитию мелкой моторики руки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений по развитию мелкой моторики руки в старшей группе. Игровое занятие «Мудрый Филин» Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений по развитию мелкой моторики руки в старшей группе. Данная образовательная ситуация разработана для детей 5-6лет, проводится со всей группой в игровой форме. План-сценарий сюжета игровой ситуации. 1. Вводная часть: Сюрпризный момент. Игра «Птицы» 2. Основная часть 2.1. Первое задание: Упражнение «Длина слов». Игра «Ласковое словечко» 2.2. Второе задание: Игра «Подели слово» 2.3. Третье задание: Игровое упражнение «Посели в домики» 2.4. Четвертое задание: Составь предложение 2.5. Пятое задание: Игровое упражнение «Цветные совята». Игра «Веселый карандашик» 3. Заключительная часть. Речевой материал, оборудования: предметные картинки, картина с изображением леса, перо птицы, сундук, мячик, слоговые домики 3 шт., аудиозапись (шум леса, голоса птиц, песня из мультфильма, трафареты совят, цветные карандаши, счетные палочки, мольберт, мягкая игрушка филина, мост из мягких кубов, бубен, корзина, половинки альбомного листа. Игровое занятие «Мудрый Филин» Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте. Задачи: Образовательные: закрепить понятие слог, слово, предложение; закрепить умение в составлении слов из слогов; упражнять в делении слова на слоги; закрепить умение различать гласные и согласные буквы; Развивающие : развивать внимание, мышление; мелкую моторику рук; Воспитательные: воспитывать интерес к началам грамоты. Ход образовательной ситуации Воспитатель. Ребята, когда сегодня я шла в наш детский сад, то мне на ладошку опустилось перо волшебной птицы. Как вы думаете, кому принадлежит это перо. (дети называют разных птиц, места обитания птиц). Ребята я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие и найти хозяина пера. Вводная часть Воспитатель. Ой, ребята, я что-то позабыла какое время года сейчас (ответы детей). Да правильно зима! А чтобы нам с вами не замерзнуть мы с вами немного разогреем наши ладошки. ИГРА «Птицы» МЫ В КОРМУШКИ НАШИ (ладошки домиком) НАСЫПАЛИ ЗЕРНО (пальчиками делаем движения) Пусть клюют все птицы (пальчики вместе, стучим в правую ладошку, в левую ладошку) Очень вкусное оно! (язычком облизываем губки) А теперь их посчитаем (сжимаем кулачок) Их сегодня ровно пять (разжимая считаем12345) Вот ворона, воробей (считаем на правой потом левой руке пальчики) Белобокая сорока Пара красных снегирей! Основная часть Воспитатель. Ну что, нам пора отправляться в путь! А укажет нам его наше волшебное перо. (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса) Ребята что изображено на картине (ответы детей) А какой еще бывает лес? (ответы детей– дремучий, густой, красивый, еловый, осенний, лиственный). Воспитатель. Ребята, чтобы попасть в лес нам надо пройти через мост (сделан из мягких кубов), но это не просто. Пройдет тот, кто назовет свое имя по слогам правильно. (Воспитатель идет первая говоря имя «НА-ТА-ША») Дети проходят по одному и говорят свои имена по слогам. Воспитатель. Молодцы! Мы попали с вами в лес. (звучат звуки леса, голос птицы) Закройте глаза и вдохните глубоко носом, представьте себе как пахнет зимний лес (релаксационное дыхание). Ой! Ребята, слышите кто-то далеко-далеко нас зовет (у-у-у-). Отгадайте загадку. Загадка: «Ночью он летает Для еды мышей добывает Как становится светло Улетает спать в дупло» Ответы детей. Воспитатель. Правильно ребята! (воспитатель показывает мягкую игрушку филина.) вот мы с вами и нашли чье это перо. Это мудрый филин, он нас приглашает в свою лесную школу. В зоне природного уголка имитированная школа. Дети проходят на стулья расставленные полукругом Воспитатель. Проходите и присаживайтесь! Ребята, давайте вспомним правила поведения на занятиях: Один, два, три, четыре, пять Будем с вами мы играть Внимательно слушать, размышлять И друг другу не мешать Четко внятно говорить Не шуметь и не шалить! Мудрый филин приготовил для нас волшебный сундучок. Чтобы его открыть, надо всем вместе сказать волшебные слова: «Золоченый сундучок, ты открой нам свой бочок». Открывается сундучок. Воспитатель. Ребята посмотрите, здесь для вас задания от мудрого Филина. Вы справитесь с ними? (ответы детей) Тогда начнем! Первое задание. Загадка: Оно может приласкать Может грубо наказать Можно тихо прошептать Может громко нас позвать Его можно написать. Что это? Ответы детей Воспитатель. Правильно, это слово. Какие бывают слова? (короткие и длинные) А как узнать? (Надо измерить). Упражнение «Длина слов». Воспитатель. А сейчас Мудрый филин проверит, много ли вы знаете слов? Он покажет вам картинки, а вы по очереди называете, что на ней нарисовано и «измеряете» слово с помощью ладошек. Одна ладошка – короткое слово, 2 ладошки – длинное. (Дети показывают ладошки) Воспитатель. А теперь слова будем преобразовывать. Дети становятся в круг. Игра «Ласковое словечко» с массажным мячиком (катаем между ладоней и передаем по кругу). «Мяч массажный ты поймай, По ладоням покатай И словечко приласкай!» Воспитатель называет детям слова: снег – (ответ ребенка) снежок, ветер-ветерок, гриб-грибок, мороз-морозец, лед-ледок… Второе задание Мудрого филина Ответьте на вопрос: Как еще можно измерить слова? Ответы детей (Слогами) «Сколько слогов в слове, Как узнать? Пора в бубен ударять!» Игра «Подели слова» (с помощью бубна) Воспитатель называет слова, ребенок простукивает слово в бубен. Филин, Машина, корова, кукла, мяч, собака…. Сколько слогов? Переход к столам Третье задание Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы и с этим задание справились. У Мудрого филина есть ученики-совята. Вчера на уроке они немного пошалили, перепутали все слова, которые жили в домиках. Испугавшись своего учителя, совята улетели. Филин просит вас все исправить. Давайте ему поможем! Игровое упражнение «Посели в домики». Дети раскладывают картинки в слоговые домики. Например: мяч – поселится в домике с одним окошком, ворона– с тремя окошками. Воспитатель. Ребята давайте немного поиграем под музыку. Встаем все в круг и приготовим свои руки. Физминутка: «Спой и покажи руками». Аудиозапись с применением пальчиковой разминки. По окончании разминки восстанавливаем дыхание Воспитатель. А теперь ребята ровно, ровно подышали! Глазки, глазки поморгали Головою повертели И на стулья сели. Четвертое задание Мудрого филина Воспитатель. Что умеют делать слова? (Строиться в предложения) Составьте предложения, по картине применяя счетные палочки, а Мудрый филин проверит, как вы справились с заданием. (на доске у воспитателя графическое изображение предложений, с помощью счетных палочек каждый ребёнок индивидуально выкладывает предложение на столе) Пятое задание Игровое упражнение «Цветные совята» Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это спрятался у нас в корзине? Да это же совята-ученики Мудрого филина. Воспитатель достает трафареты нарисованных совят. Воспитатель. Когда совята улетели в лес от своего учителя, то попали под мокрый снег и стали бесцветными. Давайте раскрасим совят, и вернем их в школу Мудрого Филина. Но смотрите внимательно, каждый совенок имеет свое имя. На этом совенке стоит буква «А» (гласная). Какого цвета вы должны использовать карандаш (ответы детей). А на этом совенке стоит буква «Р», значит, мы возьмем синий (ответы детей) карандаш. Прежде чем приступить к заданию возьмите карандаш любого цвета, мы с вами немного поиграем. Игра «Веселый карандашик» Пальчиковая гимнастика с карандашом. (дети выполняют движения с карандашом по тексту) Карандаш я поверчу, Вправо влево как хочу. Карандашик я сжимаю, И ладошку поменяю. Карандаш не отдыхает, Между пальцами гуляет. Карандашик поднимаю, Крепко пальцами держу. Нарисую я ладошку, Отдохну совсем немножко! Дети рисуют свои ладошки на листе. Итог. Воспитатель. Молодцы! Мудрому Филину понравилось, как вы справились со всеми его заданиями, помогли совятам, и он вас приглашает в свою школу, чтобы продолжить обучение. Наше с вами путешествие к Мудрому Филину подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? Чему вас научил Мудрый Филин?