Наталия Миломаева
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Народы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Народы России»
для детей 5-6 лет
в рамках проекта
«От Москвы до самых до окраин…»
Автор Миломаева Наталия Михайловна
Воспитатель 1 квалификационная категория
Задачи:
Образовательные задачи:
• расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
• актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, флаги, блюда, жилища, игры).
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Народы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
• воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России;
• воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Развивающие задачи:
• развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
• расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Оборудование: ноутбук, интерактивная игра, фонарик, карточки для игр с фонариком, пазл «Карта России», бумажные куклы, наборы национальной одежды, карточки с заданиями «Подбери национальное блюдо», картинки с этапами приготовления блюд, круги Луллия, наборы карточек для кругов Луллия, куклы в национальных костюмах, изготовленные родителями с детьми, татарское блюдо чак-чак.
Ход НОД
Сюрпризный момент
Игра с фонариком
Воспитанники отгадывают загадки о символах России, проверяют правильность ответов с помощью фонарика.
Воспитатель: Ребята, вы правильно назвали все предметы. Символом чего они являются? (России)
Мы живем в стране великой.
И раскинулась она
От востока и на запад –
У нас огромная страна.
И охватывают цепью
Часовые пояса
Все леса, тайгу и горы,
Степи, реки и поля.
Наша разная Россия –
Люди, села, города,
То бескрайние просторы,
То бескрайние леса.
То сибирские селения,
То старинные дома,
То столица-мегаполис,
То простые города.
Необъятная Россия,
В нашем сердце ты всегда.
Сбережем свою Отчизну.
Слава Родине, ура!
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в России? (россияне) Но все ли россияне выглядят одинаково, говорят только на русском языке, у всех ли одинаковые традиции, блюда?
Ребенок читает стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут) Правильно. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.
Видеозвонок
На экране выпускник детского сада
- Здравствуйте, ребята! Я выпускница группы «Бабочки» - Кира. Мы с вами пока не знакомы, но я очень хочу с вами подружиться и поздравить с наступающим праздником- Днем народного единства. Я очень люблю путешествовать по нашей стране России.
Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и у каждого народа свои особенные традиции?
Воспитатель: Здравствуй, Кира. Мы как раз говорим с ребятами о том, что наша страна многонациональна и мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов.
Выпускник: Ну, раз так, давайте я проверю, точно ли вы знаете что-нибудь о народах России. На каждой станции вас ждет задание. Если вы выполните все задания и соберете пазл, то я точно смогу вас назвать знатоками нашей страны. Ну что, вы готовы показать свои знания и отправиться на станции?
Дети: Да!
Станция 1. Дидактическая игра «Национальный костюм»
Воспитанники должны надеть на бумажных кукол национальные костюмы и объединить в пары в зависимости от национальности. В случае затруднения, можно обратится к карточкам-подсказкам.
За правильно выполненное задание ребята получают кусочек пазла.
Станция 2. Часть и целое (круги Луллия)
Национальность-жилище-флаг (четыре пары воспитанников работают с кругами Луллия, одна пара выполняет задания на ноутбуке) Каждая пара выбирает карточку с определенной национальностью и, в зависимости от этого, объединяет на кругах с флагом и жилищем.
Татары
Русские
Чеченцы
Буряты
Чукчи
За правильно выполненное задание ребята получают кусочек пазла.
Станция 3. Народная игра
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Собрались мы поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Бурятская игра Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)
Описание.
Играющие, встав тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу, раскачиваясь из стороны в сторону и напевая: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу»).
Задача водящего - обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.
Правила.
1. Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.
2. Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.
За правильно выполненное задание ребята получают кусочек пазла.
Станция 4. Блюда
Индивидуальные карточки с заданиями-соотнести блюдо с национальностью.
Проблемная ситуация
Мы не знаем национальное блюдо татар.
Воспитатель: Я вам подскажу-это блюдо готовится из тех же ингредиентов, что и русское национальное блюдо- блины. Давайте вспомним, как готовят блины (опора на схему).
Знакомство и демонстрация татарского блюда-чак-чак.
Воспитатель: Теперь можно приклеить картинку с изображением татарского блюда на карточку.
За правильно выполненное задание ребята получают кусочек пазла.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.
Дети собирают пазл «Карта России».
Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось на картинке? (Россия). Давайте же разместим на территории России разные народы. (Выставляем куклы)
- А что же объединяет все эти народы? (Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все знаем русский язык, любим и уважаем друг друга).
Выпускник: Вы меня сегодня удивили. Я не знал, что дети, так много знают о народах России. Ну, а мне пора отправляться в следующее путешествие. А вы, не переставайте учиться, путешествовать и узнавать что-то новое. До свидания, ребята!
Воспитатель: До свидания. Спасибо за путешествие.
Воспитатель: Дети, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями.