Надежда Аширова
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми седьмого года жизни «Путешествие к пещерным людям»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
с детьми седьмого года жизни
«Путешествие к пещерным людям»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с культурой и искусством первобытного общества.
Научить составлять композиции по мотивам наскальной живописи.
Совершенствовать технические навыки (рисование пальцами, углем).
Публикация «Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми седьмого года жизни „Путешествие к пещерным людям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать чувство цвета при создании ритуальных масок.
Воспитывать чувство коллективизма, приучать детей создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества при создании коллективной работы.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: имитированная стена пещеры, эскизы наскальных рисунков и ритуальных масок. Костер (светильник с мигающей лампочкой, красная ткань, поленья). Печеный картофель.
Музыка в грамзаписи.
Раздаточный материал: гуашь, уголь, влажные салфетки.
Ход НОД.
Дети входят в групповую комнату, в которой оформлена импровизированная пещера.
Воспитатель - Ребята, к нам в гости сегодня пришла Мазилка. Она, как и вы, очень любит рисовать. А как вы думаете, когда впервые люди стали рисовать?
Дети – Люди стали рисовать очень давно.
Мазилка – А интересно, как давно?
Воспитатель – Хотите, я вам расскажу историю о том, как самый древний человек выполнил свой первый рисунок?
Дети садятся на коврик.
Воспитатель – А вы мне будете помогать. Было это так. Давным-давно, а точнее в эпоху первобытного общества.
Мазилка – А что значит первобытное?
Воспитатель – А вы вслушайтесь в это слово первобытное. «Бытное» – бытие – жизнь, «перво» - первых (людей). Ну, так вот. Давным-давно, года всю землю еще покрывал снег (ледниковый период, глубоко в пещерах жили первые сообщества людей.
Мазилка – А почему глубоко в пещерах?
Воспитатель – Действительно, почему? А как вы, дети думаете?
Ответы детей. В пещерах было тепло, там была вода.
Воспитатель – Да, совершенно верно. Но, чтобы выжить человеку, нужна еда, одежда.
Мазилка – А ка же человек добывал все это?
Воспитатель – Давайте подумаем, какие же первые орудия были у древнего человека?
Ответы детей. У древнего человека первыми орудиями были руки, палки, камни.
Воспитатель – А что можно делать руками?
Ответы детей. Лепить, ломать ветки, плести, рисовать.
Воспитатель – А что изображали пещерные художники?
Ответы дети. Животных, людей.
Воспитатель показывает эскизы наскальных рисунков.
Воспитатель – Поскольку наскальные изображения скрывались в глубинах пещер, можно полагать, что они служили частью тайного ритуала, целью которого было привлечь удачу на охоте. Люди, вероятно, считали, что, нарисовав животное, они могут рассчитывать на добычу. Не исключено, что на некоторых рисунках изображены сценки из реальной жизни.
Вот, например, сцена охоты.
Воспитатель показывает эскиз рисунка.
Воспитатель – А как вы думаете, для чего они изображали эти сцены?
Ответы детей. Для красоты, для общения.
Воспитатель – А еще для того, чтобы обезопасить себя. Ведь человек был беззащитен перед природой и поэтому он придумывал ритуалы, чтобы задобрить стихии природы.
Мазилка – Хорошо бы посмотреть на какой-нибудь ритуал. Ребята, а может вы, хотите побывать в первобытном обществе.
Воспитатель – Ну, что же, это можно. Только сначала нужно изменить себя так, чтобы походить на древних людей.
Мазилка – А самым главным в их костюмах были маски.
Воспитатель – Хотите посмотреть, как они выглядели? Вот они.
Рассматривание масок с эскизов.
Воспитатель – Ну, а теперь давайте попробуем себя расписать.
Звучит музыка, дети расписывают друг другу лица в парах.
Воспитатель – Теперь мы похожи на первобытных людей и можем отправляться. Только надо произнести магические слова.
Мазилка с детьми произносят перекличку:
-Ба-ла-ба-ла-ми Хей
-Чи-ка-чи-ка-чи Хей
-Чи Хей
-Чи Хей
-Чик-чирик-чик Хей
Воспитатель с детьми и Мазилкой перемещаются к «пещере».
Мазилка – Да это же настоящая пещера!
Воспитатель – Здесь и костер еще не потух. Но здесь нет ни кистей, ни красок. Чем же люди могли рисовать на скалах, стенах пещеры?
Ответы детей. Углем, сангиной, палочкой или острым камнем выцарапывать.
Воспитатель – Откуда они брали уголь?
Ответы детей. Из костра.
Воспитатель – А уголь и у нас найдется! Ну что попробуем нарисовать на скале, как этот делали первобытные художники.
Мазилка – Как красиво получилось! Как настоящая пещерная живопись.
Воспитатель – Да, но для всего ритуала этого недостаточно. В ритуале важное место отводилось танцам. В танце первобытные люди изображали весь процесс охоты.
Мазилка – А что мы и станцевать можем. Правда, ребята?
Дети танцуют.
Воспитатель – Ну и в завершении ритуала, я предлагаю немного перекусить, как это делали первобытные люди у самого костра.
Воспитатель с детьми и Мазилкой кушают печеный картофель (заранее приготовленный и спрятанный в импровизированном костре).
Мазилка – А теперь пора нам оправляться домой!
Мазилка с детьми произносят перекличку, возвращаются на коврик.
Воспитатель – Понравилось вам путешествие? Скоро мы с вами отправимся в другое путешествие.