Инна Задорожняя
Конспект НОД по музыке «Наш край родной» для детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Наш край родной»
Цель: познакомить детей с историей нашего государства, сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей.
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказкам, маска и игрушка медведь, иллюстрация с изображением березы, записи русских народных песен.
Ход занятия:
Муз. рук: Здравствуйте, друзья! В очень рада Вас увидеть я!
1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Публикация «Конспект НОД по музыке „Наш край родной“ для детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2020
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Муз. рук: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок)
Да, мы с вами живём в Воронежской области, Кантемировском ройоне, с. Новомарковка.
Наша Родина на карте мира
Ты даже меньше чем кленовый лист.
У нас в сердцах, наш край Воронежский милый.
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
Дети исполняют песню «Песенку о Родине, сочиняю я!»
Муз. рук. : А теперь, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине.
Звучит русская народная песня «Ходила младёшенька». В руках у музыкального руководителя игрушка медведь.
Муз. рук. : Ребята, кто знает, в какой стране мы живём? (В России.)
Выслушав ответы, говорит:
-А хотите, я расскажу вам, как появилась Россия, или, как раньше её называли Рось. (Дети соглашаются).
- Давным-давно, когда ещё не было городов, жили люди небольшими селениями, обрабатывали землю, жали с помощью серпов рожь, пшеницу, собирали в лесу вместе с детьми ягоды и грибы. Мужчины с помощью лука и стрел охотились на мелкого зверя: белку, куницу, соболя, бобра. Медведь тогда считался священным животным и назывался россом. Нельзя было даже произносить вслух это имя, чтобы не навлечь беду, так считали наши древние предки. Поэтому и называли его не россом, а медведем – «мёд ведающим». Со временем название росс забылось лишь почтительное прозвище медведь. Место, где жили россы – медведи, стали называть Рось, потом – Русь, Россия. Наши предки думали, что они от медведей произошли. Правда, потом поняли, что это не так, и перестали бояться косолапых.
Давайте с вами теперь поиграем. (Дети соглашаются).
Музыкальная игра «У медведя во бору» :
У медведя во бору (Дети ходят по залу, медведь спит).
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Всё на нас глядит! (Медведь просыпается, догоняет детей, кого догнал, тот становится медведем).
Молодцы какие, повеселили мишку, а теперь я вам расскажу другую историю, почему наша страна называется Россией. Считается, что это название пошло от маленькой реки Россы, около неё жили наши предки. Росса впадает в большую реку Днепр, которая протекает через всю нашу страну. Ребята, а как вы думаете, кто такие предки? (ответы детей).
Предки это люди, которые жили на нашей земле много-много веков назад, там, где сейчас живём мы. Первыми поселились на территории русской земли древние славяне. Славяне – значит славные, хорошие люди, достойные, гордые, красивый и храбрый народ.
Муз. рук. : Любили славяне повеселиться. Были у них песни, танцы и хороводы. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод – все ими любуются. Давайте и мы с вами поводим хоровод.
Танец-хоровод «На Горе-то калина»
Муз. рук. : Ребята, а еще русский народ любил играть на инструментах.
Наши предки играли на старинных русских народных инструментах, таких как: ложки, бубен, дудочка и тд. Это и были духовые инструменты, а есть ещё шумовые и ударные, давайте мы с вами поиграем на них. (Детям раздаются ложки, треугольник, бубен и бубенцы).
Звучит рнп «Коробейники», дети, согласно темпу произведения, подыгрывают на сильную долю, под дирижирование музыкального руководителя.
Какие вы молодцы!
Муз. рук: Знаете ребята, а еще русский народ очень дружный. Люди почитают свои обычаи, приметы и традиции. И мы дети тоже дружного, русского народа, сейчас споем весело песню.
Песня «Дружба крепкая»
Ребята, а еще раньше люди были очень тесно связаны с природой. И вот сегодня мы с вами познакомимся поближе еще с одним символом нашей страны. Отгадайте мою загадку и вы узнаете какому именно дереву она посвящена.
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные… (Берёзки).
Вы правы – это береза. Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Оказывается, ещё в давние времена русский народ любил и почитал это дерево и даже специальный праздник придумали: день Рождения Берёзы – 11 апреля. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как в России. Любит наш народ зелёную красавицу за красоту и нежность. В старину берё зку часто рядили в девичий наряд: надевали кофту, юбку или сарафан, на голову – платок, и называли такое дерево «Девичья краса».
Давайте немножко поиграем.
Физкультминутка «Березка».
Березка в белом сарафане (Дети ритмично ходят дробным шагом). Веселый водит хоровод.
Звенит сережками так нежно (Покачивают головой) .
И птичек в гости всех зовет. (Взмахивают руками) .
Раскроет свои руки-ветки, (Разводят руки в стороны).
Опустит ветки-пальцы вниз, (Сводят руки к центру вниз).
Подставит солнышку листочки, (Покачивают руками вверху) .
Чтоб лучик на ветвях повис.
Молодцы ребята!
Хоровод «Во поле березка стояла»
- А давайте ребята вспомним, какие вы знаете сказки с участием медведя? («Три медведя», «Колобок», «Теремок».)
А хотите ещё поиграть? (Дети соглашаются).
Музыкальная игра «Теремок» :
Стоял в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
Вот по полю, полю мышка (далее другие персонажи) бежит,
У дверей остановилась и стучит:
«Кто, кто в теремочке живёт,
Кто, кто в невысоком живёт».
Описание игры: Дети водят хоровод (это и есть теремок) и поют под музыку с музыкальным руководителем, за хороводом в противоположную сторону ходит мышка - норушка (затем зайка – попрыгайка, лягушка – квакушка, лисичка – сестричка, волк – зубами щёлк, мишка – всех давишка). Хоровод останавливается, мышка спрашивает: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?» ( задача: спросить, подражая голосом изображаемого животного и войти во внутренний круг хоровода и сплясать, остальные ребята хлопают в такт музыки).
Подведение итогов:
Итак, ребята, скажите мне пожалуйста, в какой стране мы с вами живём? (Ответы детей). А какие символы нашей страны вы знаете? (береза). А что мы с вами сегодня делали? (пели песни, играли, водили хоровод).
Вам понравилось наше занятие? Мне тоже! Давайте похлопаем друг другу! Всем большое спасибо!
Список использованной литературы
1. Лифиц Е. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е. А. Лифиц, И. В. Лифиц. – М. : Айрис – пресс, 2010. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Русский фольклор. – М. : Астрель: АСТ, 2006. – 254, [ 2 ] с.
3. Соловьёв А. В. Как под яблонькой [ Ноты ] : хрестоматия учебно – педагогического репертуара по специальности 071301 (053000) «Народное художественное творчество» : партитуры для ансамбля народных инструментов. – Кемерово: КемГУКИ, 2008. – Ч. III. – 81 с.
4. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост. В. И. Байтуганов, Т. Ю. Мартынова. – Новосибирск: Книжица, 2001. – 122 с.