Саватеева Екатерина Александровна
Конспект НОД по краеведению «Труженики тыла — незаменимые герои войны» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Труженики тыла – незаменимые герои войны»
Цель: Расширение представлений детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников представления о тружениках тыла, о том, как трудились люди в тылу.
2. Формировать у дошкольников представление о том, как работа тыла повлияла на исход войны.
Публикация «Конспект НОД по краеведению „Труженики тыла — незаменимые герои войны“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Воспитывать чувство гордости за народ, победивший врага; уважение к защитникам Отечества, как фронта, так и тыла.
Материал: презентация «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны», аудиозапись песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, экспонаты выставки.
Словарная работа: фронт, тыл, «труженик тыла», «ковать Победу», оборона.
Ход:
Воспитатель: Дети, внимательно послушайте отрывок из песни и посмотрите на экспонаты выставки. О каком событии, празднике они напоминают, рассказывают? (ответы детей)
- Правильно. Эта песня посвящена Дню Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.
- Приближается праздник 9 Мая – День Победы. В этом году исполняется 75 лет со дня Победы советского народа над гитлеровскими захватчиками.
Навеки вписан в летопись побед
Великий подвиг нашего народа,
Бесценна память тех далёких лет,
И бережно теперь её шлифуют годы.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о защитниках Отечества, воевавших на фронте. Подскажите мне, кто эти люди? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это моряки, пехотинцы, танкисты, летчики, разведчики.
Воспитатель показывает слайды презентации с различными родами войск.
Воспитатель: Верно, все эти люди сражались с противником на поле боя.
- А как вы думаете, все люди воевали?
- А что делали люди, которые не ушли на фронт? (Ответы детей)
- Как вы думаете, кто остался работать на заводах. фабриках, на полях? (Ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна. Женщины, старики и дети приближали победу в нашем тылу и называют их «тружениками тыла».
- Как вы думаете, что значит слово «тыл»? (Ответы детей)
Воспитатель: Тыл – эта та часть страны, где не велись военные действия, где работали фабрики и заводы, трудились люди.
- Как вы думаете, для чего нужны нам были в годы войны заводы и фабрики? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, в годы войны все промышленные предприятия во всех городах переключились на производство военной техники, боеприпасов вооружения – оборонной продукции.
Воспитатель: А вы хотите узнать о тружениках тыла?
Рассказ воспитателя, сопровождаемый показом слайдов.
Воспитатель: Нелегкий был их труд! Ежедневный, тяжелый, долгий - без выходных и часто без сна. А ведь при этом и дома надо было кормить и воспитывать маленьких детей, поддерживать тех стариков, которые уже не могли работать, писать письма на фронт своим мужьям, отцам и сыновьям.
- Как вы думаете, много ли дети в то время играли, озорничали? (Ответы детей)
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Они работали на заводах, которые делали снаряды для фронта, детали для машин, котлы для походных кухонь. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами дети по 10-12 часов в день работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие и вещи для победы над врагом. Плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. Нередко они не доставали до станка, и им делали специальные подставки из ящиков. В зной или на лютом морозе (в цеху нередко была только крыша, но не было стен, губы закусив до крови, не сдавались усталости в плен. Сутками от станка не отходили. Такие вот Вани и Сани, Пети и Вовки победу в тылу ковали: гранаты, патроны, винтовки. Но не все дети могли работать на заводах или воевать.
- А чем еще могли помочь дети во время войны? (Ответы детей)
Вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шили и вышивали кисеты для табака, помогали раненым в госпиталях, выступали с концертами, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким.
- Чем еще могли помочь дети взрослым? (Ответы детей)
Очень много детей помогали работникам сельского хозяйства, ведь необходимо было снабжать нашу армию и страну хлебом и продуктами питания. От зари до зари люди трудились на полях. Что они сдавали и отправляли в армию? Хлеб, картошку, овощи, масло, молоко. В напряжённой борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч школьников. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам – школьникам. Тяжёлой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта.
Наша общая победа решалась не только на полях сражений, но и в тылу у заводских станков, на колхозных полях. Каждый человек в те военные годы чувствовал себя бойцом, солдатом, отдавая все силы на защиту своей Родины. Единство фронта и тыла выдержало в годы войны все испытания.
Воспитатель: Защитников тыла тоже награждали орденами и медалями.
- Как вы думаете за что могли наградить тружеников тыла? (ответы детей)
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.» награждали работников тыла за доблестный, самоотверженный труд.
Давайте посмотрим фотографии, на которых вы увидите эту и другие медали. Рассматривание фотографий на слайдах с изображением медалей и орденов.
Воспитатель: Чтобы увековечить память о суровых и героических буднях людей (женщин, стариков, подростков, трудившихся в народном хозяйстве в годы Великой Отечественной войны во многих городах были установлены памятники.
- Ребята посмотрите внимательно на слайд. Кто знает, что это за памятник и где он находится? (Ответы детей)
Воспитатель: В нашем городе Памятник героям фронта и тыла завода имени В. И. Ленина находится на площади III Интернационала. Завод имени Ленина в настоящее время называется «Булат». Торжественное открытие памятника Героям фронта и тыла состоялось 9 мая 1975 года. Авторы монумента: скульптор В. П. Петров; архитекторы В. И. Мирошниченко и В. Г. Большаков.
- Про этот памятник много знает Марина И. и сегодня она расскажет о нем.
Рассказ подготовленного ребенка
Памятник представляет собой скульптурную композицию, состоящую из трех фигур: воина, женщины и девочки-подростка. Скульптура воина выполнена в полевой форме, каске, с автоматом в одной руке, вторая рука поднята вверх, как призыв к атаке. Плащ-накидка его развевается позади скульптур в виде знамени. Скульптура женщины является собирательным образом женщин, на плечи которых выпала трудовая доля, когда они заменили мужчин, ушедших на фронт. Рядом с фигурой женщины установлена скульптура невысокой девочки-подростка, которая вместе с взрослыми трудится на заводе.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, смогли бы одержать победу наши солдаты на фронте, не имея тыла? Почему? (Ответы детей)
Тыл обеспечил Вооружённые силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой Победы.
Воспитатель: Ребята, чтобы вы хотели сказать людям, которые трудились и днем, и ночью, работали не покладая рук за Победу, за наше с вами будущее? (ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, что в годы Великой Отечественной войны самым дорогим было получить весточку от родных, любимых людей.
- Сейчас есть мобильные телефоны, интернет, с помощью которых мы можем на расстоянии общаться. А как люди общались в то время друг с другом? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, с помощью писем. А письма во время Великой Отечественной войны складывали особым образом, в виде треугольника.
Чтение подготовленным ребенком стихотворения Е. Кабалина «Фронтовые письма», сопровождаемое показом слайдов с изображением писем с фронта. Треугольники-птицы, оригами войны.
Горьких судеб страницы и страшны,
и нежны.
Далеки расстоянья
от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
через магию слов.
Карандашные строчки
на случайных листках
о боях, и о прочем
мимо политрука.
На трёхтонках надсадных,
на бипланах ночных
достигал адресатов
треугольник с войны.
Жили люди в разлуках
от письма до письма.
Эту радость без стука
приносили в дома.
Лишь конверты-квадраты
из бумаги штабной
возвещали о Братских,
опылив сединой.
Воспитатель: Давайте представим, что у нас есть возможность отправить весточку из будущего труженикам тыла и поблагодарить их за их героический подвиг.
- Мы с вами рисовали рисунки о войне. Как вы думаете, приятно ли будет получить их фронтовикам и труженикам тыла? (Ответы детей)
А письма мы сложим, как складывали в годы войны – треугольником.
Творческая работа детей – изготовление писем-треугольников по схеме.
Итог занятия
Воспитатель:
- Кому мы отправляем весточку?
- Кто такие труженики тыла?
- Что нового, интересного вы узнали о тружениках тыла?
Сложим эти письма, перевяжем Георгиевской ленточкой и передадим через Светину маму на почту для ветеранов.