Ирина Юношева
Конспект НОД по «Корекции речи». Тема: «Звук [И]». Лексическая тема: «Зимние забавы и развлечения» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 85»
Учитель-логопед Юношева И. В.
Конспект НОД по разделу программы «Коррекция речи»
(старшая группа для детей с диагнозом ОНР)
Тема : Звук [И]
Лексическая тема : ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Публикация «Конспект НОД по „Корекции речи“, Тема: „Звук [И]“, Лексическая тема: „Зимние забавы и развлечения“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Программные задачи: познакомить с гласным звуком [и], особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогами звучания (так ржет жеребенок); учить выделять звук [и] (на слух и произносительно) в потоке и сочетании звуков, в словах; продолжать совершенствовать умение определять позицию звука в слове, формировать навыки звукового анализа; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мелкую моторику; пополнять словарный запас.
Оборудование: презентация (приложение 1, раскраска для Иры (приложение 2, звуковые домики (приложение 3, красный прямоугольник (символ звука [и], тетради логопедических заданий, ручки, цветные карандаши, наборное полотно или магнитная доска, домики для звуков (приложение 4, снежки (имитация из ваты и ткани, схема анализа звука, зеркала.
Ход НОД:
1. Организационный этап:
Угадайте по артикуляции звуки «А», «У». (слайд 2,3,4)
2. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка». (слайд 5)
«Трубочка». (слайд 6)
«Окошечко». (слайд 7)
Чередование: «Улыбка» — «Трубочка» — «Окошечко». (слайд 8)
3. Психогимнастика. (слайд 9)
Изобразите: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Передайте свое настроение.
4. Пальчиковая гимнастика. (слайд 10)
Ох, как холодно зимой! (Сжимают и разжимают пальцы)
Не хочу идти домой!
Нужно ручки мне согреть. (Делают повороты кистями рук)
Подышать: «Х-х-х!»- (Дышат на руки)
И потереть. (Хлопают в ладоши)
5. Знакомство со звуком [и].
Один раз в году у каждого из нас бывает день рождения. (слайд 11)
Вы любите этот день?
Логопед демонстрирует картинку с изображением девочки.
Это Ира. В свой день рождения она пошла в парк покататься на любимой лошадке Искорке. (слайд 12)
Увидев её, Искорка радостно заржала: «И-и-и!» Ей понравился этот звук, она растянула губы в улыбку и тоже произнесла: «И-и-и».
6. Произнесение звука.
Дети, наблюдая за артикуляцией в зеркале, произносят звук [и] хором и индивидуально. (Логопед уточняет правильную артикуляцию звука : Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка лежит за нижними зубами).
Потом Ира пошла домой, она пригласила на свой праздник гостей.
А вот и они. (слайд 13)
7. Игра «Где Аня? Где Уля?».
К Ире пришли в гости сестренки Аня и Уля. Угадайте, где Аня? Где Уля? Угадать по артикуляции звука «А» или «У» на картинках имена сестренок (Аня, Уля)
Пока мама Иры накрывает на стол. Девочки решили погулять на улице, (слайд 14) слепить снеговика, покататься на горке.
А еще веселее кататься вместе со звуком [и].
8. Игра «Произнеси звук» (слайд 15,16,17)
Затем произнести звук [и] длительно сначала тихо, потом громче (снеговик поднимается по горке, затем наоборот (снеговик спускается с горки), длительно (снеговик катается по горкам, коротко (снеговик забирается на горку по ступенькам, от громкого к тихому (снеговик скатывается с горки).
9. Анализ артикуляции звука [и].
Дети по схеме (слайд 18) анализируют звук [и], делают вывод, что звук [и] гласный, обозначают его фишкой. Вспоминают символ звука.
Заселяют в домик (на стенде).
10. Развитие фонематического слуха.
Девочки Уля и Аня любят играть в снежки. (слайд 19)
Давайте и мы поиграем вместе с ними.
У детей на столах снежки, логопед произносит звуки, услышав звук [и] дети берут снежок и кидают вперед.
Выделение звука [и] из ряда гласных : у, и, о, а, и, о, и, у, а, о, и;
11. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, (Шагают на месте)
Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней
показывают круг,
сжимают ладони
Круглый, крепкий, вместе, гладят одной
ладонью другую.)
Очень гладкий, (Грозят пальчиком.)
И совсем - совсем не сладкий
Раз - подбросим (Смотря вверх, подбрасывают
воображаемый снежок
Два - поймаем, приседают, ловят
воображаемый снежок,
Три - уроним встают, роняют
воображаемый снежок,
И … сломаем. топают ногой, словно
раздавливают снежок.)
Ира говорит, что всем пора заходить домой, угощения уже готовы.
12. Упражнение «Какой звук слышится в начале слова?».
Девочки Уля и Аня принесли для Иры подарок. (слайд 20) Это раскраска. Все слова в ней на звук И.
Поможем Ире раскрасить картинки. (логопед раздает детям по одной странице из раскраски, дети раскрашивают).
Назовите свои картинки по порядку страниц. У кого первая страница? (Игла, Вторая страница? (Икра, и т. д.
Выставлять на наборное полотно по одной картинке (игла, икра, игра, ива, иволга, индюк, изба, ирис, индеец, инопланетянннин) и произносить слово, выделяя голосом звук «И». Каждый раз уточняя, какой звук слышится в начале слова.
13. Работа со звуковыми домиками.
Скажите что принято дарить на день рождение?
Посмотрите, что из этого можно подарить Ире. (Слова со звуком [и]). (слайд 21)
Логопед демонстрирует детям предметы (санки, горка, снеговик, снежинка, сосульки, крепость (снежная, коньки, ледянки, лед).
Дети называют предмет, выделяя голосом звук [и], обозначают место звука [и] на индивидуальных схемах (работа со звуковыми домиками). Находят слова без звука [и] (уточняют почему эти подарки нельзя подарить Ире – в них нет звука [и]).
Ира пригласила гостей за стол, (слайд 22) они пьют чай с ирисками. А мы в это время поработаем в тетрадях.
14. Работа в тетрадях.
1)Упражнение «Произноси, как я»
АУИ, АУИА, УУУ, УАИ, ИАУ, ИУИА, УАУИ
(После произнесения звукокомплекса, дети должны сосчитать кол-во звуков а в звукокомплексе и записать значение в тетрадь)
3) Продолжи орнамент.
15. Итог.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук?
Почему?
День рождения Иры закончилось, девочки прощаются и уходят домой. На прощание они еще раз вспоминают слова со звуком И.
Вспомните слова со звуком [и]. Назовите место звука в называемых словах.
Оценка работы детей, поощрение солнышками самых активных.