Умутбике Телегенова
Конспект НОД по коммуникативной деятельности на тему: Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая.
Цель: воспитывать интерес и внимание к слову, обогащать и активизировать словарь, закреплять умение составлять рассказ.
Развивать у детей эмоциональный отклик на зимние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия зимней природы; учить художественному видению пейзажной картины, закреплять нетрадиционное рисование – монотипия.
Обогащать словарь детей эмоционально - оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Публикация «Конспект НОД по коммуникативной деятельности на тему: Составление рассказа по картине И, И, Шишкина „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, изобразительная деятельность.
Материалы и оборудование : Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», показ слайдов картин о зиме, музыкальное сопровождение, по два альбомных листа на каждого ребёнка, акварельные краски, поролоновые губки, ёмкости с водой на каждый стол, тканевые салфетки на каждого ребёнка.
Содержание организованной деятельности детей :
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом.
Педагог: Скажите, ребята, когда люди встречаются друг с другом они улыбаются или хмурят брови?
Дети: Люди улыбаются друг другу.
Педагог: Я предлагаю вам не хмурить брови, посмотреть друг на друга и улыбнуться. А теперь посмотрите на меня, на наших гостей и улыбнитесь. Мы всё будем делать сегодня с улыбкой и у нас всё получится. Все садимся.
(В дверь раздаётся стук.)
Педагог: Кто же это к нам пришёл?
Пойду посмотрю (Вносит письмо).
- Ребята, приходил почтальон, он принёс нам письмо. Сейчас я распечатаю его и прочту, что там написано. (Читает).
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимою.
Педагог: Правильно, ребята, зимою. Сегодня мы поговорим о самом загадочном времени года – зиме. Обратите внимание на зимние картины, подумайте и скажите: какая бывает зима?
(Показ слайдов).
Дидактическая игра: «Какая зима?»
Цель: Продолжать учить детей называть прилагательные, отвечать полным ответом.
Педагог: Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл- и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки зимы. (А. С. Пушкин)
- Начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддаёт стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит- полежит, порадует нас своей белизной и красотой, и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Дидактическая игра: «Добавь ласково словечко».
Цель: Учить детей произносить слово с суффиксом, придумывать ласковые слова.
Физминутка.
(Показ слайда).
Педагог: Да, ребята, вот такая у нас зимушка- зима! Посмотрите, какую прекрасную картину о зиме написал художник Иван Иванович Шишкин.
Показ слайда картины «Зима» И. И. Шишкина.
- Ребята, как вы думаете о чём нам рассказал художник?
Дети: О зиме в лесу.
Педагог: Как вы думаете, почему художник написал именно зиму в лесу, что его покорило, что ему понравилось?
Дети: Красота заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
Педагог: Какой же это лес?
Дети: Старый, дремучий лес.
Педагог: Всё верно, ребята, а ещё такой лес называют еловый бор. Огромные ели стоят, у них мощные, толстые стволы, ветви начинаются высоко наверху.
- А что лежит под снегом?
Дети: Огромные стволы упавших старых деревьев.
Педагог: Посмотрите на цвет снега, какой он?
Дети: Коричневый цвет.
Педагог: Необыкновенный : коричневато- белый, кремовый- это от стволов деревьев.
- Что вы ещё видите на картине?
Дети: Птица на ветке.
Педагог: Это птица на ветке, кажется она заснула.
Педагог: Верно. А как бы вы назвали эту картину?
- Пока вы думаете, я включу музыку, она поможет вам найти название.
Дети: «Зима», «Зимний лес», «Еловый бор».
Педагог: Молодцы, хорошие названия придумали.
2. Речевое развитие.
Педагог: Послушайте мой рассказ по этой картине.
- Теперь, ребята, мы с вами послушаем ваши рассказы по этой картине.
(Рассказ 2- 3 детей).
Педагог: Молодцы, ребята! Очень интересные рассказы получились.
3. Изобразительная деятельность.
- Садитесь все за свои столы. Мы с вами тоже попробуем нарисовать какого цвета бывает зима.
- Посмотрите, что у вас на столах для рисования. Вспомните, как называется техника рисования по мокрой бумаге?
Дети: Монотипия.
Педагог: Правильно, ребята. Мы рисуем зиму серебристую, снежную, красивую.
- Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа, там где у нас будет небо?
Дети: голубой.
Педагог: А какие цвета в нижней части листа, там где лежит снег?
Дети: синий.
Педагог: Хорошо, ребята, приступаем все к работе. (Включаю музыку).
(Дети рисуют, соединяют листы, разглаживают их и смотрят, что получилось.)
Педагог: Посмотрите, ребята, у вас получилась красивая зимняя картина.
- Какие новые оттенки у вас получились при смешивании красок?
Дети: Бледно – голубой, бледно- синий.
Итог занятия: Ребята, какое у нас было занятие? \Развитие речи и рисование\
О чём мы говорили на занятии? \ О зиме\
Что мы делали? \ Рассматривали картину И. И. Шишкина «Зима», рисовали губкой картину о зиме\
Что было трудно?
А что легко?
Что вам понравилось?
Педагог: Ребята, положите рисунки на столы. Посмотрите, гости наши, какая красивая получилась у нас зима.
- Молодцы, ребята, мне очень понравилось как вы работали.