Элеонора Головко
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Сказочная Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров.
Задачи:
Образовательные:
Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и синий цвет, кайма.
Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (веточка, лепестки, капельки, точки, волнистые линии).
Развивающие:
Развивать чувство формы, симметрии.
Темочки:
Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисти, прикладывание кисти по всей длине ворса.
Воспитательные:
Воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: Познавательное развитие.
- продолжить знакомить детей с искусством гжельской росписи;
- развивать интерес к народному искусству.
Образовательная область: Речевое развитие.
- формировать умение вести диалог;
- воспитывать культуру доброжелательного общения.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
- развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками;
- развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Посуда с изображением Гжельской росписи, иллюстрационный материал по теме «Гжель», картинки для игры «Найди свою мастерскую», перо жарптицы.
Раздаточный: Заготовки тарелочек, клеенки, салфетки, гуашь синего цвета, кисть, стакан.
Оборудование: магнитофон со звукозаписями.
Методы и приемы: Словесный метод – чтение стихотворение, прием в форме вопросов и ответов.
Наглядный метод- рассматривание гжельской посуды, иллюстраций.
Практический метод – роспись детьми моделей гжельской посуды.
Предварительная работа: беседа, чтение стихотворений, рассматривание гжельских альбомов, рисование и называние элементов росписи.
Ход деятельности:
1. 1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Заходит Матрена в группу и танцует (под веселую музыку).
- Здравствуйте народ честной! Уххх устала я. Шла-шла и на ярмарку пришла. Только подождите…хм… на ярмарку это не похоже. Где это я? (ответы детей)
- Ну что ж, давайте познакомимся? (знакомство с детьми). А я точно не на ярмарку пришла? (ответы детей)
- Как же так? Эх…была я на масленичных гуляниях, там танцевали пели и блиночки кушали. НЯМ-НЯМ.
Ну хорошо, было приятно познакомится! До свидания!
- Не могу я так уйти. Интересно вам, что у меня в корзинке? (ответы детей)
- На ярмарку привозили изделия русские мастера. Но в этот раз мастера не смогли и попросили меня отвезти. ОЙ, а мне бежать же нужно на ярмарку.
- Таааак, а где же они? Это что же такое….(рыдает) я пока плясала все растеряла…Осталась только 1 тарелка. Как же мне быть? Кто же мне поможет? (ответы детей)
- Ой, спасибо. (рыдает) А вы правда мне поможете? (ответы детей)
-Как же это прекрасно. Вы такие отзывчивые и добрые!
Воспитатель: Ты Матрена ступай отдохни, а мы тебе с ребятами поможем. Распишем тарелочки узорами.
Воспитатель: А прежде чем начать нужно нам вспомнить какие народные промыслы мы знаем. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. А я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свою мастерскую»
(Звучит музыка. Каждый находит свою мастерскую, глядя на то что изображено у него на картинке. Игра может проводиться 2 раза)
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Давайте посмотрим на тарелочку. Какой мастер расписал ее? (ответы детей) Что изображено на тарелочке?
- А почему гжельская роспись так называется?
Воспитатель: Расскажу ка я вам одну сказку.
- В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Физминутка
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс)
Очень важный как начальник
Вот фарфоровые чашки (Присели, одну руку поставили на пояс)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг)
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки (Потянулись, руки сомкнули над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (Стать прямо, руки и ноги по швам.)
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Когда я была маленькой моя бабушка рассказала мне такую сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.
Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. А может и к вам в группу прилетело такое перо? Давайте поищем.
(музыка звучит волшебная на окне находят перо)
Воспитатель: Так значит и вы теперь мастера! Теперь вы точно поможете. И на ярмарку Матрена пойдет не с пустыми руками.
Воспитатель приглашает детей к столам.
Воспитатель: Вспомните приемы, которые вы используете при работе с красками.
Ответы детей (рисовать можем концом кисточки, всем ворсом, примакиванием; при смене цвета кисточку нужно тщательно промыть и промакнуть о салфетку или тряпочку).
Воспитетель: Ребята, обратите внимание, что кисть необходимо держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Лист можно вращать для более удобного положения. (Воспитатель показывает несколько элементов росписи- капелька, точка, извилистая волна, цветок.)
Физминутка «Держим кисточку»(Выполняется перед практической деятельностью)
Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя
Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.
Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.
Побежала наша кисть.
А потом, а потом Кисточку держат вертикально. Выполняют круговые движения кистью.
Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок!
Зарядка для глаз.(Выполняется в середине практической деятельности
Сегодня в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!
3. Заключительная часть.
Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (Ответы детей.) Вам понравилось расписывать посуду? Посмотрите, какие красивые работы у вас получились. Чья работа вам больше всего понравилась? (Обсуждение.) Вы настоящие мастера! Спасибо вам за помощь! Все ваши работы мы передадим Матрене. Чтобы она отнесла на ярмарку. Передают свои работы Матрене.