Марина Палагина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Дымковская лошадка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
МДОУ «Детский сад № 118» г. Магнитогорск
Воспитатель: Палагина Марина Анатольевна
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию
в старшей группе по теме : «Дымковская лошадка»
Участники: дошкольники 4 - 5 лет
Количество детей: 15 человек
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Дымковская лошадка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Старшая группа
- Темочки
Длительность: 20 минут
Педагогический замысел:
Физическое развитие
Задачи:
• Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
• Развивать мелкую моторику кистей рук.
Социально – коммуникативное развитие
Задачи:
• Формировать умение взаимодействия со сверстниками во время работы;
• Приобщать к увлечению русским народным творчеством, воспитывать восхищение от труда народных мастеров.
• Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров;
• Продолжать развивать усидчивость и чувство гордости за выполненную работу.
• Закреплять навыки безопасного использования подручных инструментов.
Познавательное развитие
Задачи:
• Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения заданий на наглядной основе;
• Развивать логическое мышление на анализе и сравнении знакомых элементов русской народ-ной росписи дымковская и филимоновская игрушки).
• Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
• Закрепить у детей знания о дымковской игрушке;
Художественно – эстетическое развитие
Задачи:
• Содействовать развитию у детей умения выделять выразительные средства дымковской иг-рушки ;
• Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сет-ка, кольцо, волнистые дуги);
• Отследить умение самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых эле-ментов
•
Речевое развитие
• Пополнять словарный запас за счет слов, обозначающих элементы росписи
Предварительная работа
Материал:
o дымковские игрушки : собачка, курочка, лошадка
o филимоновкие игрушки: лошадка, курочка, петушок
o иллюстрации дымковских игрушек,
o картинки с элементами узоров
o готовые шаблонные рисунки дымковской лошадки;
o сундучок
o гуашевые краски
o кисти,
o ватные палочки;
o игровые наборы с картонными элементами дымковской и филимоновской росписи для выкладывания
o демонстрационный силуэт лошадки формата А3 для показа и закрепления навыков росписи;
С детьми проведены:
o Рассказ воспитателя о дымковской игрушке;
o рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках;
o лепка из теста дымковских игрушек;
o роспись вылепленных игрушек в совместной деятельности;
o раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
В НОД использованы:
o Наглядные приемы (галерея дымковских игрушек);
o Рассказ воспитателя;
o Показ – напоминание (элементы росписи);
o Совместная деятельность с педагогом;
o д/и «Из какой деревни игрушка»;
o д/и «Найди правильный элемент»
Ход занятия:
Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных игрушек! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассмат-ривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымков-ские).
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Какие знакомые игрушки вы видите?
- Посмотрите внимательно, а все ли игрушки похожи на дымковские?
- Мы с вами говорили, что это тоже народные игрушки, а чем же они отличаются от дымковских?
- Кто вспомнит, как называются другие игрушки?
- Посмотрите, кто – то потерял сундучок! Давайте посмотрим, что там?
(д/и «Из какой деревни игрушка»
Цель данной игры: проследить умение детей различать народные игрушки.)
- А есть ли среди этих игрушек новая, которую мы с вами еще не рассматривали?
- Вот такую же игрушку вы будите сегодня украшать. Но для начала давайте вспомним, какими эле-ментами дымковские мастера украсили бы такую лошадку. Подойдите к своим лошадкам и выложи-те на них нужный узор.
(д/и «Найди правильный элемент»
Цель игры: выявить знания детьми элементов дымковской росписи)
После того как дети выложили узор на лошадках, воспитатель проходит и смотрит правильность вы-полнения работы, делая пометки в блокноте.
- А теперь сложите узоры обратно в коробочку. Я вам сейчас напомню, как правильно выполняются узоры для росписи лошадок.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, тычком)
Во время беседы воспитатель осуществляет показ выполнения элементов дымковской росписи. По-сле показа образец воспитателя убирается.
Динамическая пауза (делается в кругу)
Лошадка-лошадка, помой свои ножки (наклоны с вытягиванием выпрямленных рук вперед)
они запылились на пыльной дорожке! (наклоны вниз, дотронуться до носков)
-Не стану я мыть- полежу, отдохну (и. п.)
а встану-побегаю, пыль отряхну. (подскоки или прыжки на месте)
- А сейчас садитесь на свои места и начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудня-ющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры и несите своих лошадок к моей. (Вы-ставка лошадок)
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных лошадок и ответить на вопросы:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?
5. Все ли правильно у дымковских лошадок? и т. п., а также идет индивидуальная оценка де-тей с упором на индивидуальную особенность украшения лошадки.
По ходу беседы воспитатель фиксирует знание детей в блокноте.
- Молодцы, все старались создать красивые дымковские узоры.
Планируемый результат:
• Знания детей о дымковской игрушке;
• Свободное использование элементов дымковской росписи в самостоятельной деятельности;
• Интерес к рассматриванию альбомов с русским народным творчеством;
• Владение приемами рисования разными способами (кисть, палочка, пальчик и т. п.)
Дальнейшая работа:
Расширение знакомства с русской народной росписью;
Закрепление умения рисовать ;
Приложение:
«Из какой деревни игрушка»
Цель : закрепить у детей знания о русских народных игрушках; содействовать умению различать и выделять определенную игрушку среди других и называть ее; выявить уровень знания у детей рус-ских народных игрушек.
Ход игры:
Игра проводится как в совместной деятельности с ребенком, так и на занятии. При индивиду-альной беседе достаточно 5-6 минут. чтобы определить знания ребенка. Во время использования на занятии до 10 минут.
В сундучке (можно накрыть платком) спрятаны игрушки российских поселений ( для среднего воз-раста: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, городецкие).
1. Доставать игрушки по одной и ребенок называет, какая игрушка.
2. Перед ребенком выставлен весь набор игрушек. Ребенок берет одну из игрушек и рассказыва-ет о ней.
Игрушки можно заменить картинками.
Результаты ответов педагог фиксирует в таблице.
«Найди правильный элемент»
Цель : закрепить у детей знания о русских народных росписях, орнаментах; различать росписи рос-сийских областей уметь использовать их в самостоятельной деятельности; выявить уровень знания у детей об элементах росписи.
Материал для игры:
Набор картонных элементов знакомых ребенку росписей; силуэты игрушек разных областей и по-селений; иллюстрации для самоконтроля.
Ход игры:
Игра проводится как в совместной деятельности с ребенком, так и на занятии.
1. Ребенку предлагается сначала выбрать силуэт названной педагогом игрушки и соста-вить на силуэте требуемый орнамент.
2. Ребенок может самостоятельно выбрать силуэт и создать орнамент. В этом случае он должен объяснить: что за игрушку он выбрал и почему именно такой орнамент сделал.
3. С ребенком проводится беседа об элементах росписи. В данном случае воспитателю важно знать как ребенок пользуется данной терминологией.
Полученный орнамент ребенок может зарисовать.
Воспитатель фиксирует результаты в карте наблюдения за ребенком.