Алиева Елена Дмитриевна
Конспект НОД по пластилинографии «Филимоновское чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная.
Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла.
Задачи НОД:
• Развивать познавательную активность
Публикация «Конспект НОД по пластилинографии „Филимоновское чудо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
• Расширять представления детей о народных промыслах
• Учить расписывать игрушки филимоновскими узорами.
• Развитие мелкой моторики
• Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
• Материалы: картины с изображением игрушек филимоновских мастеров, изображение элементов росписи филимоновских игрушек, пластилин трех цветов по количеству детей, досточка и стека для лепки по количеству детей, бумажный шаблон для раскраски.
Ход НОД
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети! Скажите как называется страна в которой мы с вами живем?
Дети:-Россия.
Воспитатель: Как называется столица нашей Родины?
Дети! Москва.
Воспитатель: Как называется наш край?
Дети: Ставропольский край.
Воспитатель: Чем славится наш край?
Дети: Наш край является одним из курортов страны, здесь много минеральной воды, чистый воздух.
Воспитатель: Как называется наше село и чем оно известно в нынешнее время в нашей стране?
Дети: Наше село называется Юца и известно оно тем, что сюда со всей страны приезжают заниматься дельтапланеризмом.
Воспитатель: Недалеко от Москвы расположен Тульский край. Тула – город оружейников. Тульский край славится самоварами. В Туле пекут вкусные пряники.
Тульский край славится звонкими гармонями А еще под Тулой есть удивительное место, где жил и работал великий русский писатель. Это Лев Николаевич Толстой, он жил в Ясной Поляне, написал много книг и прославил Тульский край на весь мир.
Да, действительно богата Тульская земля и народными мастерами.
Дети, отгадайте загадку:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут!
Там народные умельцы,
К нам добро в дома несут.
А добро то не простое,
И ни злато – серебро!
Создают из глины чудо,
Как называется оно!
Что это за чудо то такое,
Необычное, глиняное, расписное?
Дети:
1. Это Филимоновская игрушка.
Глиняные свистульки из деревни Филимоново. Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки
Гончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.
Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.
Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.
Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.
Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.
Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.
2. Беседа по картинкам:
- Что изображено на картинках? (игрушки- козлик, лошадка, барыня)
- Как эти игрушки называются? (филимоновские)
- А где делают такие игрушки? (в деревне Филимоново)
- Вот она деревня Филимоново
- А почему игрушки называют филимоновскими, а деревню Филимоново? (раньше жил в деревне дед Филимон, лепил игрушки из глины, вот и получили они такое название
- Ребята, посмотрите изба такая праздничная, весёлая, красивая, только чего-то здесь не хватает (игрушек) .
3. Предлагаю вам ребята сегодня тоже побыть мастерами, попробуем избу оживить, сделаем свистульки. Рассматривание элементов росписи
- Ребята, посмотрите на игрушки. Какие элементы использованы для их украшения? (полоски, кружочки, травинки)
- Краски, какого цвета использованы для росписи? (красная, жёлтая, зелёная)
– все филимоновские игрушки необычные, очень яркие, весёлые, нарядные и когда их много – это праздник.
4. Физминутка:
– Прежде чем приступить к росписи игрушек, давайте сделаем зарядку
Петушок стоит на ножке
И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет).
- Ой, устала ножка,
Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой).
5. Самостоятельная работа детей:
Воспитатель: Животные традиционно расписывались разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой".
Филимоновские игрушки делают народные мастера-умельцы. Мы с вами тоже станем народными умельцами и будем расписывать игрушки, а наша группа сегодня – это мастерская по росписи игрушек.
Какими узорами украшены филимоновские игрушки? (Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники). Основными узорами филимоновской росписи являются полосы и елочки красного и зеленого цвета.
По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, вот почему филимоновская игрушка способна защитить от зла и несправедливости.
Что означает круг (солнце) Треугольник? (земля) Елочки? (символ растительности и плодородия). Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. А сейчас приступаем к работе.
(звучит русская народная музыка, дети, используя ранее изученные ЗУН, расписывают филимоновскую игрушку петушка- пластилином.)
(по окончании работы, дети расставляют расписанные игрушки)
Рефлексия. Ну вот, ребята, мы и расписали наши игрушки, оживили их. Какие же они получились у вас?