Елена Константинова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка из соленого теста по мотивам филимоновской игрушки «Гонцы весны»
▼ Скачать
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка из соленого теста по мотивам филимоновской игрушки
онспект цикла НОД
по реализации образовательной области
«Художественное творчество» (лепка, рисование)
для детей среднего дошкольного возраста
Художественное творчество.
Лепка из соленого теста по мотивам филимоновской игрушки
«Гонцы весны»
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию, Лепка из соленого теста по мотивам филимоновской игрушки „Гонцы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по лепке из пластилина на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Тестопластика. Поделки из теста
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Цель: учить детей лепить фигурки птиц из соленого теста по мотивам филимоновской игрушки.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.
2. Формировать способ лепки птицы на основе цилиндра.
3. Развивать эстетический вкус, мышление, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать интерес к народному искусству.
Предполагаемые результаты: дети среднего дошкольного возраста умеют лепить фигурки птиц из соленого теста; знают и называют вид декоративно-прикладного искусства – филимоновская игрушка.
интеграция образовательных областей:
Здоровье: формировать правильную осанку.
Физическая культура: развивать мелкую моторику рук.
Труд: приучать детей самостоятельно готовить свое место к занимательной деятельности и убирать его по окончанию.
Социализация: учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Познание: вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения и форму предметов.
Коммуникация: Активизация словаря: Масленица, весна, птицы, гонцы весны, филимоновская игрушка, цилиндр. Упражнять детей в употреблении в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
Чтение художественной литературы : приобщать детей к искусству слова, используя русские народные заклички.
Музыка: обогащать музыкальные впечатления.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций с изображениями птиц, филимоновских игрушек; беседа о весне; рассказ воспитателя о русском народном празднике Масленица; лепка птиц из пластилина конструктивным способом.
Материал и оборудование:
• Филимоновские игрушки;
• Иллюстрации с изображениями птиц;
• Запись «голоса птиц»;
• Соленое тесто (для лепки);
• Индивидуальные доски для лепки;
• Баночки с водой (по количеству детей);
• Салфетки бумажные и матерчатые.
Содержание:
- Дети, как называется праздник, который мы отмечаем на этой неделе? (ответы детей - Масленица)
- Сегодня третий день масленичной недели – лакомка. Как вы думаете, что означает это слово – лакомка? (ответы детей)
- Чем принято лакомиться на Масленицу? (ответы детей)
- Из чего пекут блины? (ответы детей)
- Сегодня я вас научу лепить из теста. А вот кого мы будем лепить, я прошу вас угадать.
Воспитатель включает запись «голоса птиц»
- Правильно сегодня мы с вами тоже будем лепить фигурки птиц. Птицы на Руси считались вестниками весны. По поверьям птицы приносят весну на своих крыльях.
Синички – сестрички,
Тетки – чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята – молодцы,
Воры – воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Фигурки птиц принято было лепить из теста. Мы с вами будем лепить вот такую птичку.
Воспитатель рассматривает с детьми филимоновские игрушки (фигурки птиц, предлагает слепить птичку в стиле филимоновских игрушек.
- Исходная форма – широкий цилиндр. Для этого раскатываем комок соленого теста прямыми движениями ладоней, сглаживаем и округляем края. Концы полученной формы загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже. Шею слегка изгибаем, формируем на ней головку – слегка оттягиваем и закругляем. Вытягиваем клюв.
Дети лепят фигурки птиц, звучит мелодия «голоса птиц».
Физкультминутка
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
(дети ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель предлагает детям расставить свои фигурки птиц на заранее подготовленное место, анализируют полученные работы, оставляют фигурки для просушки.
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите :
Зима нам надоела…
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Конспект НОД
для детей среднего дошкольного возраста.
Художественное творчество
Рисование «Роспись птиц»
Цель: учить детей украшать фигурки птиц, используя элементы филимоновской росписи.
Задачи:
1. Формировать умение детей использовать филимоновские игрушки в качестве образцов для создания узоров в стиле данной росписи.
2. Учить детей ритмично наносить узкие линии и точки (концом ворса кисти).
3. Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
4. Воспитывать интерес к народному искусству.
Предполагаемые результаты: Умеют рассматривать и обследовать предметы (филимоновские игрушки); украшать фигурки птиц элементами филимоновской росписи.
интеграция образовательных областей:
Здоровье: формировать правильную осанку.
Физическая культура: развивать мелкую моторику рук.
Труд: приучать самостоятельно готовить свое место к занимательной деятельности и убирать его по окончанию.
Социализация: учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Познание: формировать представления детей о форме предметов, величине, расположении частей.
Коммуникация: Активизация словаря: филимоновские игрушки, умельцы, мастера, красный, желтый, зеленый, узоры, полоски, точки, елочки, солнышко, птицы. Формировать умение описывать результаты своей деятельности, употребляя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Чтение художественной литературы : приобщать детей к искусству слова, используя русские народные заклички, стихотворения.
Музыка: обогащать музыкальные впечатления.
Предварительная работа: лепка птиц из соленого теста; рассматривание филимоновских игрушек; рисование элементов филимоновских узоров; дидактическая игра «Выложи узор».
Материал и оборудование:
• Филимоновские игрушки;
• Элементы русского народного костюма (платок, сарафан) для воспитателя;
• Элементы филимоновской росписи (каждый элемент формата А4);
• Запись «Русский сувенир» (попурри русских народных мелодий в обработке Д. Локшина);
• Клеенка;
• Баночки с водой («непроливайки»);
• Салфетки бумажные и матерчатые;
• Кисти для рисования №2, №4;
• Краски гуашевые (белого, зеленого, желтого, красного цветов);
• Фигурки птиц (вылепленные детьми на предыдущем занятии).
Содержание:
Звучит русская народная мелодия. Воспитатель в русском народном костюме:
Свистульки — петушки,
Глиняные зайчики.
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы.
Цвет их жёлтый, белый,
Красный и зелёный!
На столе перед воспитателем стоят филимоновские игрушки, свистит в одну из них.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
- Дети, что стоит у меня на столе? (ответы детей).
- Какие цвета используют для росписи филимоновских игрушек? (ответы детей).
- Какими узорами украшают филимоновские игрушки? (ответы детей.)
- Из чего лепят филимоновские игрушки? (ответы детей).
- Мы с вами лепили фигурки птиц. Из чего мы их лепили? (ответы детей).
- Сегодня мы будем настоящими филимоновскими умельцами – будем расписывать вылепленные фигурки птиц.
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.
- Сначала фигурки птиц мы будем «белить». Для этого берем белые гуашевые краски и аккуратно закрашиваем всю фигурку птички.
Физкультминутка
Скачет, скачет воробей –
Скок – поскок!
Скок – поскок!
(дети скачут)
Кличет маленьких детей:
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
(машут рукой)
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
Чик-чирик!
(кружаться вокруг себя)
- Теперь, когда белая краска высохла, мы будем расписывать птиц по мотивам филимоновских узоров : красными, желтыми, зелеными полосками, пятнышками, елочками.
- Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою птичку. Как вы думаете, с чего нужно начать работу? (ответы детей)
- Подумали, а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Вертикальные полоски мы рисуем сверху – вниз, горизонтальные – слева - направо. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Дети рисуют под запись русских народных мелодий «Русский сувенир»
Пальчиковая гимнастика «Птички»
(Большой палец поочередно соединяется с остальными).
- Давайте покажем друг другу свои работы.
Дети выкладывают готовые изделия на подготовленном столе.
- Ребята, посмотрите на своих птиц. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой птичка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей).
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
По окончанию НОД воспитатель с детьми оформляют выставку для родителей «Как на масличной неделе…»