Татьяна Кутепова
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «В поисках сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста с помощью сенсорного и интеллектуального тренинга.
Обучающие задачи:
• совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги;
• закреплять знания детей о геометрических фигурах;
• продолжать формировать умение детей группировать предметы по определенному признаку;
• формировать приемы умственных операций дошкольников (выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, умения обдумывать и планировать свои действия;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „В поисках сокровищ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Темочки
• развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение;
• развивать первичные интеллектуальные умения и навыки;
Развивающие задачи:
• развивать мелкую моторику рук, глазомер;
• развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине);
• развивать умение декодировать информацию о свойствах логических блоков;
• развитие способности к логическим действиям и операциям.
Воспитательные задачи:
• воспитывать коммуникативные способности: не бояться высказывать свое мнение в ходе беседы, умение работать в коллективе;
• воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация (подготовленная к занятию, сундук с сюрпризом, 4 разноцветных ключа с потайными карманчиками где спрятаны цифры для кодового замка, разноцветные подушечки внутри которых фасоль, 4 острова (обручи обшитые разноцветной тканью, большие блоки для конструирования корабля, 3 мачты с разноцветными флажками, фуражка для капитана, блоки Дьенеша, схемы для блоков Дьенеша, схемы «Посудная лавка» Кьюизенера, наборы палочек Кьюзенера по количеству детей, учебно-наглядные пособия В. В. Воскобовича: коврограф «Ларчик», 5 кружочков желтого, красного и голубого цвета для каждого ребёнка, плакат "Сказочная поляна" для игры "Найди соседей", цифры на магнитах, шарики СУ-ДЖОК, бабочка для выполнения гимнастики для глаз.
Активизация словаря: карта, путешествие, препятствие, мачта, знак отрицания, коврограф, созвездие.
Методические приемы:
1. Игровой прием с использованием ИКТ: встреча с Пиратом;
2. Мотивация отправиться в путешествие на Остров сокровищ;
3. Развивающие игры: с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, игры Воскобовича;
4. Д/и «Найди соседей»;
5. Проблемные вопросы;
6. Проблемная ситуация;
7. Наглядный материал.
Ход занятия
(Дети заходят в группу под музыкальное сопровождение.)
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята, проходите, пожалуйста и становитесь вкруг.
В круг широкий вижу я,
Встали все мой друзья,
Мы сейчас пойдем на право
А потом пойдем на лево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И гостям привет пошлём!
Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Все вместе - Здравствуйте!
Воспитатель:
Присаживайтесь на волшебные подушечки, кто где хочет. Всем удобно? Какое у вас настроение? Вот и замечательно. Ребята, к нам пришли гости, а гостям принято дарить подарки! Давайте вручим нашим гостям сувениры, которые мы для них приготовили. Костя, открывай сундучок.
Костя: (берёт сундучок и говорит слова)
Дорогие наши гости!
Мы вас очень ждали,
И приготовили для вас сувениры,
которые сделали своими руками!
(Открывает сундук, а там ничего нет! Только одна записка.)
Воспитатель: Ой, ребята, а где же наши сувениры и подарки для гостей? Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочитаем?
"Ребята, ваши сувениры и подарки похитил я, злой пират! Если вы хотите найти свои сокровища вам нужно отправиться в путешествие, справиться с испытаниями и попасть на мой Остров сокровищ. "
Ребята, а вы любите путешествовать? (Да) Путешествия бывают веселые и интересные, а бывают трудные и опасные. Как вы думаете, какими должны быть настоящие путешественники? (смелыми, храбрыми, сильными, ловкими, умными, дружными, добрыми, веселыми).
(В это время на экране появляется Пират).
Слайд 2
Пират:
— Ха-ха-ха! Вы говорите, что хотите отправиться в путешествие? Ха-ха-ха! А я вот сейчас проверю какие вы смелые и дружные. Попробуйте попасть на мой Остров сокровищ! Здесь я надежно спрятал свой сундук с драгоценностями. Ха-ха-ха!
Воспитатель:
— Ну что, ребята, вы хотите отправиться на Остров сокровищ? Докажем пирату, что мы смелые, храбрые и дружные? Это будет не простое путешествие, а волшебное.
А на чем — же мы можем добраться до Острова сокровищ? (ответы детей). Посмотрите, перед нами блоки, это видимо корабль который потерпел крушение и разбился о скалы во время шторма. Давайте попробуем восстановить корабль, здесь вот и схема корабля имеется! (Дети конструируют корабль из больших блоков по схеме, с помощь воспитателя).
И так, корабль наш готов! И называется наш корабль «Волна».
-Дети, сколько вы видите мачт на корабле? (3)
-Сколько флажков на самой низкой мачте(2)
-Сколько флажков на самой высокой мачте? (5)
-Какого цвета флажки на 3 мачте? (зеленого)
-Сколько всего флажков на корабле? (10)
-Корабль готов к отплытию, но вдруг поднялся сильный ветер и стал срывать флажки. (Дети снимают под диктовку флажки с кораблика).
-Сначала слетели нижний и верхний флажок со 2 мачты.
-Потом – по одному нижнему флажку с 1 и 3.
-Потом 1 флажок с самой высокой мачты.
-Следом — 1 синий. Сколько их было?
-И, наконец, — 1 зелёный.
Ветер стих, наступила тишина. Сколько флажков осталось, и какого они цвета? ( осталось три флажка: один - фиолетового цвета, два— зелёного).
Ребята, если поплывем на корабле, то тогда нам надо стать кем? Конечно, моряками. Посмотрите, что у вас под волшебными подушками - воротники для моряков. Давайте наденем воротники. Вот теперь вы настоящие моряки. А поведёт наш корабль кто? Капитан! Кто же будет нашим капитаном? А поможет нам в этом, считалочка! (Дети становятся вкруг)
Считалочка:
Шли большие корабли,
По пути они зашли
В Африку, в Австралию,
В Индию, в Италию,
В Аргентину, в Уругвай,
Кто остался - капитан!
(На капитана надеть фуражку)
Ребята, но мы же не знаем, как добраться до Острова сокровищ. Как вы думаете, что нам может в этом помочь? Карта! Где же нам ее взять? (ответы детей).
Слайд 3. (На экране появляется карта).
Воспитатель: Ребята, Пират прислал нам карту. Для того, что бы попасть на Остров сокровищ, мы должны преодолеть препятствия. Пират оставил для нас задания на каждом острове. За каждое выполненное задание мы получим ключ, а когда соберем все ключи, то сможем открыть сундук с сокровищами.
И так, наш корабль отправляется в путь. А для этого нам нужно произнести волшебные слова
Дети:
Отплываем! Отплываем!
Ждут нас в море чудеса!
Отплываем! Отплываем!
Поднимите паруса.
Воспитатель: Вперёд на встречу к приключениям. (под муз, дети выстраиваются возле корабля и держат путь к 1 острову, согласно карте).
1. Остров "Геометрических фигур"
Воспитатель: — Кораблик причалил к первому острову.
Как вы думаете, кто на нем живет? (Геометрические фигуры). (Остров оформлен в форме желтого круга на котором разложены в коробках фигуры, схемы, су-джок шарики).
Слайд 4.
Пират: Я заколдовал все геометрические фигуры на острове. Попробуйте их расколдовать.
Воспитатель: Ребята, для того, что бы нам справится с этим заданием давайте сядем за столы. И рассмотрим, что находится в этих коробочках (помощник воспитателя расставляет на столы коробки с блоками Дьенеша, схемы и су-джо шарик для каждого ребёнка).
И так, для того, что бы справиться с 1 заданием нам помогут волшебные шарики СУ-ДЖОК. Возьмите шарик в правую руку и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика
«Веселая игра»
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.
Воспитатель: Ребята, очень трудное задание придумал Пират, заколдовал геометрические фигуры и теперь они не могут попасть к себе в квартирки. Что бы справиться с заданием, мы будем выкладывать блоки по предложенной схеме. (Дети выполняют декодировку блоков Дьенеша).
Воспитатель: Проверьте друг у друга. Молодцы, справились с заданием. За это мы получаем первый ключ красного цвета! Нам пора отправляться дальше. Выберем с помощью считалочки следующего капитана нашего путешествия. (Дети становятся вокруг 1 острова.)
Считалочка:
Шли большие корабли,
По пути они зашли
В Африку, в Австралию,
В Индию, в Италию,
В Аргентину, в Уругвай,
Кто остался - капитан!
(На капитана надеть фуражку)
Воспитатель: И так с помощью карты отправляемся к следующему острову. Произносим волшебные слова:
Дети:
Отплываем! Отплываем!
Ждут нас в море чудеса!
Отплываем! Отплываем!
Поднимите паруса.
(Дети под музыкальное сопровождение отправляются к следующему острову)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто живет на следующем острове? (Цифры)
2. Остров «Удивительных цифр»
Слайд 5.
Пират: Эй, матросы, не зевайте, дружно вместе сосчитайте!
Команду вы не подводите, числа соседей назовите!
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на острове "Цифр", на сказочной полянке куда прилетела чудесная бабочка. Сядьте поудобней, давайте понаблюдаем за бабочкой, только глазками.
Гимнастика для глаз "Бабочка"
Бабочка летает повсюду: (Бабочка перелетает от одной цифры к другой, которые расположены в разных местах сказочной поляны)
Налево летит, направо летит.
Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз… и назад спешит.
Игра «Найди соседей»
Воспитатель: Ребята, в этих домиках живут цифры, но некоторых цифр не оказалось дома, вам нужно отыскать их и помочь найти свой домик. (Дети по очереди отыскивают цифру и расселяют её в домик, по правилам порядкового счёта).
Воспитатель: Молодцы! Все цифры разместились в своих домиках правильно! Задание следующее. Над какой цифрой летит воробей? Какая цифра справа от той, на которой сидит утка? Между какими цифрами светит солнышко? Сделайте три шага от домика где сидит кот. К какой цифре попали? Кто сидит слева от домика с цифрой 7? Кто сидит между цифрами 5 и 6. Закройте глаза и вспомните, какие цифры живут в красных домиках?
-Молодцы, справились и с этим заданием. За это мы получаем следующий ключ зелёного цвета! Отправляемся дальше.
Слайд 6.
Пират: может быть, вы устали, давайте отдохнем и потанцуем.
Физкультминутка (под видео "Морядка")
https://www.youtube.com/watch?v=rSK2tlnNKgc&t=27s
Воспитатель: вы так весело отдыхали, но пора отправляться дальше на следующий остров.
Выбираем следующего капитана!
Считалочка:
Шли большие корабли,
По пути они зашли
В Африку, в Австралию,
В Индию, в Италию,
В Аргентину, в Уругвай,
Кто остался - капитан!
(На капитана надеть фуражку)
И так с помощью карты отправляемся к следующему острову. Произносим волшебные слова:
Дети:
Отплываем! Отплываем!
Ждут нас в море чудеса!
Отплываем! Отплываем!
Поднимите паруса.
(Дети под музыкальное сопровождение отправляются к следующему острову)
Слайд 7.
Пират: Мой корабль попал в шторм и вся посуда разбилась. Помогите мне собрать мою посуду.
3. Остров "Разбитой посуды"
Воспитатель: Для того, что бы нам справится с этим заданием давайте присядем за столы (помощник воспитателя раздаёт палочки Кюизенера и схемы). И так, мы на острове "Разбитой посуды". Посуда разбилась на очень мелкие кусочки. Ребята, поможем Пирату? А помогут нам волшебные цветные палочки. Вот лежат осколки посуды и нужно с помощью палочек достроить вторую половину симметрично. Будьте внимательны.
Игра с палочками Кюизенера.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Получаем следующий ключ серебристого цвета. Сколько у нас теперь ключей? (3)
Слайд 8. (На экране появляется пират с новой посудой.)
Воспитатель: Ребята, Пирату очень понравилась наша работа, он благодарит нас за помощь. И нам пора отправляться на следующий остров. Выбираем следующего капитана!
Считалочка:
Шли большие корабли,
По пути они зашли
В Африку, в Австралию,
В Индию, в Италию,
В Аргентину, в Уругвай,
Кто остался - капитан!
(На капитана надеть фуражку)
И так с помощью карты отправляемся к следующему острову. Произносим волшебные слова:
Дети:
Отплываем! Отплываем!
Ждут нас в море чудеса!
Отплываем! Отплываем!
Поднимите паруса.
(Дети под музыкальное сопровождение отправляются к следующему острову)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как называется этот остров? (Ответы детей)
4. Следующий остров «Волшебные звезды»
Слайд 9.
Пират: На моем острове наступила ночь, и на небе появилось много больших и маленьких, далеких и близких звездочек. Звезд было так много, что я не запомнил, как они расположены. Помогите мне и за это вы получите ключ!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем запомнить пирату это событие, изобразим, что увидел пират. Садитесь за столы.
Возьмите себе по коврику.
Каждый из вас на свой коврик «Мини Ларчик» будет выкладывать звезды -кружки жёлтого, красного и голубого цвета.
-В центре большая красная звезда, голубая звезда находится в нижнем правом углу. Желтая звезда расположена в верхнем левом углу. Еще одна голубая звезда находится от желтой звезды три клетки вправо. Еще одна голубая звезда -от желтой звезды три клетки вниз.
Работа с коврографом Воскобовича.
Воспитатель: Ребята, у всех у нас получилось созвездие. Созвездия -это скопления ярких звезд, которые своим расположениям напоминают различные фигуры. На какую фигуру похожи ваши созвездия? Вы можете придумать название своему созвездию! (Ответы детей) А на самом деле пират увидел в небе созвездие "Дельфин" это небольшое созвездие северного полушария неба, похожее на воздушного змея. Наилучшие условия для наблюдений — в июне — сентябре. Его видно на всей территории России.
И с этим заданием вы справились! Вот мы и получили последний 4 золотой ключ!
Слайд 10.
Пират: Вы молодцы, преодолели все препятствия, выполнили все мои задания, теперь я верю, что вы смелые, умные и дружные ребята.
Воспитатель: Вперед за сундуком, за сокровищами!
-Смотрите, на сундуке весит не простой замок. А какой, ребята? (Кодовый) Для того, что бы его открыть нам надо подобрать правильные цифры. Как же нам их узнать? Давайте разложим ключи в соответствии с заданиями по цвету: красный, зелёный, серебряный, золотой. Ребята, посмотрите внимательно на ключи, есть там, что то примечательное? (Да, карманчики с цифрами.) Достанем цифры и разложим их, это и будет код замка. Выставляем цифры на замке.
Замок сработал, сундук можно открыть. (Открывают сундук) Что там?
Дети: Наши сувениры для гостей! Золотые монеты и драгоценные камни.
Воспитатель:
-Вам понравилось наше приключение? (ответы детей)
-Какое задание показалось вам самым сложным, вызвало затруднения?
-Какое задание было выполнять легко?
Если вам понравилось путешествие, и у вас хорошее настроение, то возьмите красные драгоценные камни, а если нет, то желтые. (Обосновать ответы детей).
-Я вижу у вас сегодня замечательное настроение. Давайте эти драгоценные камни положим в шкатулку и оставим Пирату, чтобы у него всегда было хорошее настроение, и он больше не вредничал. Возьмите себе по 1 золотой монетке на память о нашем путешествии. А для гостей сувениры, КОРАБЛИКИ, которые мы сделали своими руками в технике оригами!
Пора нам возвращаться! Давайте произнесём волшебные слова.
Дети:
Отплываем! Отплываем!
Ждут нас в море чудеса!
Отплываем! Отплываем!
Поднимите паруса.
(Дети под музыку возвращаются к гостям)
Воспитатель: Вот мы и в нашей группе, как называется наша группа?
Дети: Старшая группа №6 "Бабочки"!
Воспитатель:
Давайте улыбнемся нашим гостям и подарим им наши подарки! (дети дарят кораблики)
Воспитатель: Ребята! Вы очень хорошо выполняли все задания, были умные, сообразительные, вы отличная команда! Спасибо вам большое!
Давайте попрощаемся с гостями!
Дети: До свидания до новых встреч!