Евгения Качина
НОД по ФЭМП в старшей группе «Волшебное путешествие на острова Математики. Арифметические задачи на сложение и вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Формы непрерывной образовательной деятельности: индивидуальная работа, работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми.
Цель: Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку, взаимопомощь. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Публикация «НОД по ФЭМП в старшей группе „Волшебное путешествие на острова Математики, Арифметические задачи на сложение и вычитание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
Задачи :
Обучающие:
Формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Упражнять в счёте в пределах 10 (прямой и обратный счет, соседи чисел.
Закреплять умение детей решать математические загадки.
Закреплять знания детей о последовательности дней недели.
Закреплять знания о геометрических фигурах: плоских и объемных.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Закреплять знания о видах транспорта.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, речь, мелкую моторику, смекалку, воображение, любознательность.
Развивать ориентировку в пространстве.
Развивать познавательную активность в процессе выполнения заданий.
Развивать умение развернуто отвечать на вопросы, умение договариваться друг с другом в группе детей.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование и материалы : видеописьмо, математические задачи, листы бумаги, конструктор Тико, конструктор строительный, ковер-самолет, конверты с заданиями, картинка-пазл, мешочек, пластмассовые цифры и знаки, мяч, картинка с изображением паровоза, сундучок с сюрпризом (со сладостями).
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте подарим друг другу улыбки и станем в круг.
«Собрались друзья все в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг!
Мы пойдем направо, а теперь налево.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем, путешествовать пойдем!»
Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я собиралась на работу, мне пришло видеосообщение от Царицы Математики. Давайте его скорее посмотрим!
Видеосообщение:
«Здравствуйте, ребята!
У меня в стране беда, ваша помощь мне нужна!
Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания, трудные задания.
Ко мне на острова вы поспешите и порядок там скорее наведите!
Из-за своей занятости мне совсем не хватает времени, и на моих островах случился беспорядок!
Мне сказали, что вы уже совсем взрослые и всё умеете?
Это правда!
Дети: да!
Тогда я уверена, что вы поможете навести порядок в моей стране!
За правильно выполненные задания на каждом острове вас ждут фрагменты пазла.
Полностью картинку вы сможете собрать в конце, когда справитесь со всеми заданиями!
До новых встреч!»
Воспитатель: Дети! Отправимся в путешествие, чтобы помочь Царице Математике?
Дети: Да!
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие?
Дети: в путешествие можно отправиться на самолёте, поезде, ракете, машине, вертолёте, пароходе.
Воспитатель: Вы всё правильно назвали, на всех этих видах транспорта можно отправиться путешествовать. А хотите полететь на волшебном ковре-самолёте?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы отправимся на ковре-самолёте. Но ковер-самолёт не простой, он может полететь, когда мы решим математические задачки. Слушайте внимательно.
Воспитатель:
Два щенка баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (2+3=5)
Дети: пять.
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей? (4+2=6)
Дети: шесть.
Семь малюсеньких котят,
Что дают им - всё едят,
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? (7+1=8)
Дети: восемь.
Пять ворон на крышу сели.
да ещё две прилетели
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)
Дети: семь.
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (7-2=5)
Дети: пять.
Воспитатель: Молодцы, решили все задачи. Вы готовы отправиться в путешествие на ковре-самолете?
Дети: Готовы! (Все садятся на ковер самолет и закрывают глаза.)
«Раз, два, три, четыре, пять –
Скорей летим на остров – Математику спасать!»
Первый остров – «Постройте башни».
Воспитатель: Вот мы с вами прилетели на первый остров. Давайте откроем конверт и прочтем задание от Царицы Математики :
«Дорогие ребята! На этом острове случилась беда : разрушились башни. Вам нужно построить две десятиэтажные башни из фрагментов конструктора. В одной башне этажи должны располагаться в прямой последовательности, а в другой башне – в обратной. Для этого нужно знать цифры и уметь считать. Но вы ведь уже большие, надеюсь, что у вас всё получится!»
Воспитатель: Давайте поделимся на две команды и построим башни.
Дети строят башни, считают хором в прямой и обратной последовательности этажи башни. Затем 2-3 ребёнка из каждой команды называют соседей чисел.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием и получаете первый фрагмент картинки, о которой говорила Царица Математика.
А сейчас мы с вами отправляемся на следующий остров.
(Все садятся на ковер самолет и закрывают глаза.)
«Раз, два, три, четыре, пять –
Скорей летим на остров Математику спасать!»
Второй остров – «Дни недели».
Воспитатель: давайте откроем конверт и прочтем следующее задание от Царицы Математики :
«Ребята! На этом острове случилась большая неприятность: дни недели из-за беспорядка поссорились между собой, их нужно помирить, расставив в правильной последовательности! Вам, наверное, и родители, и воспитатели часто говорят, что ссорится нехорошо, а если вдруг вы с кем-то всё-таки поссорились, то нужно как можно быстрее помириться, поэтому я уверена, что вы и с этим заданием справитесь с легкостью!»
Воспитатель: Дети! Наведем порядок среди дней недели?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы ведь с вами знаем волшебное стихотворение, которое поможет помирить дни недели! Давайте его расскажем все вместе!
Дети:
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал,
В среду с медом пек калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил,
В воскресенье отдыхал, сказки добрые читал.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, а какой сегодня день недели?
Дети: Сегодня четверг.
Воспитатель: Сколько всего дней в неделе?
Дети: Всего в неделе семь дней.
Воспитатель: А какие дни бывают в неделе?
Дети: в неделе есть рабочие и выходные дни.
Воспитатель: Сколько рабочих дней в неделе?
Дети: в неделе 5 рабочих дней.
Воспитатель: давайте назовем рабочие дни недели.
Дети: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Воспитатель: а сколько выходных дней в неделе?
Дети: в неделе два выходных дня.
Воспитатель: давайте их назовем.
Дети: суббота и воскресенье.
Игра с мячом «Дни недели».
(Дети встают в круг, воспитатель по очереди бросает мяч, называет день недели, ребёнок ловит мяч, называет следующий или предыдущий день).
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием и получаете ещё один фрагмент картинки.
Отправляемся на следующий остров.
(Все садятся на ковер самолет и закрывают глаза.)
«Раз, два, три, четыре, пять –
Скорей летим на остров Математику спасать!»
Третий остров – «Компьютерные неполадки».
Воспитатель: давайте откроем конверт и прочтем следующее задание от Царицы Математики :
«Дорогие ребята, на этом острове произошли неполадки : сломались компьютеры. Чтоб их починить, нужно все цифры и знаки разложить в определённом порядке на листе бумаги. Без вашей помощи компьютеры не заработают. Желаю вам удачи!
В середине листа разместите цифру 5
В правом верхнем углу разместите знак +
В правом нижнем углу разместите цифру 3
В левом нижнем углу разместите знак -
В левом верхнем углу разместите цифру 1».
Дети индивидуально выполняют задание.
Воспитатель: что находится в середине листа?
Дети: в середине листа находится цифра 5.
Воспитатель: что находится в правом верхнем углу?
Дети: в правом верхнем углу находится знак +.
Воспитатель: что находится в левом нижнем углу?
Дети: в левом нижнем углу находится знак -.
Воспитатель: что находится в левом верхнем углу
Дети: в левом верхнем углу находится цифра 1.
Воспитатель: что находится в правом нижнем углу
Дети: в правом нижнем углу находится цифра 3.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием и получаете следующий фрагмент картинки.
Отправляемся на следующий остров.
(Все садятся на ковер самолет и закрывают глаза.)
«Раз, два, три, четыре, пять –
Скорей летим на остров Математику спасать!»
Четвертый остров – «Занимательная геометрия».
Воспитатель: открываем конверт, читаем следующее задание от Царицы Математики :
«Дорогие ребята! На этом острове произошла путаница в названиях геометрических фигур. Помогите, пожалуйста, разобраться! Я надеюсь, вы уже знаете названия геометрических фигур. Верю, что вы справитесь!»
Воспитатель: ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
Дети: на картинке изображен паровоз.
Воспитатель: А с помощью каких геометрических фигур нарисован паровоз?
Дети: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб.
Воспитатель: давайте посчитаем и запишем, сколько каких фигур.
Дети считают и записывают.
Воспитатель: Дети, каких фигур на картинке больше всего?
Дети отвечают.
Воспитатель: Каких фигур меньше всего?
Дети отвечают.
Воспитатель: ребята, геометрические фигуры делятся на какие виды?
Дети: геометрические фигуры бывают плоские и объемные.
Воспитатель: какие объемные фигуры вы знаете?
Дети: шар, пирамида, конус, куб, параллелепипед, цилиндр, призма, эллипсоид.
Воспитатель: ребята, перед вами детали конструктора Тико. Какие объемные геометрические фигуры из них можно сложить?
Дети: куб, параллелепипед, призму и пирамиду.
Воспитатель: Давайте поделимся на две команды и соберем куб и параллелепипед.
Дети собирают фигуры.
Воспитатель: сколько и каких плоских фигур вы использовали, чтобы собрать куб?
Дети: чтобы собрать куб, мы использовали 6 квадратов.
Воспитатель: сколько и каких плоских фигур вы использовали, чтобы собрать параллелепипед?
Дети: мы использовали 2 квадрата и 4 прямоугольника.
Воспитатель: Ребята, это был последний остров! Вы справились и получаете последний фрагмент картинки. Теперь вы можете её собрать полностью и посмотреть, что же на ней.
Дети собирают пазл.
Воспитатель: ребята, кто изображен на картинке?
Дети: Царица Математика.
Воспитатель: там что-то написано. Давайте прочтем.
Дети: на картинке написано «спасибо!»
Воспитатель: это, наверное, Царица Математика говорит вам «спасибо!» Как вы думаете, за что она вас благодарит?
Дети: за то, что мы навели порядок на её островах.
Воспитатель: конечно же!
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие! Нам пора возвращаться обратно, в наш сад.
(Все садятся на ковер самолет и закрывают глаза, возвращаются в сад).
Ребята, вы такие молодцы! Настоящие герои! Я считаю, что вы справились очень хорошо со всеми испытаниями, навели порядок в стране Математики. Что понравилось вам больше всего?
Дети отвечают.
Воспитатель: А что было для вас сложным?
Дети отвечают.
Воспитатель: Дети, пока мы с вами путешествовали по островам, нам пришло еще одно видеосообщение от Царицы Математики. Давайте скорее смотреть!
Видеосообщение:
«Дети! Вы с такими трудностями справились! Вы смелые, сильные! Навели порядок в моей стране, на всех ее островах! Спасибо вам большое, ребята! Вы настоящие герои!
Честно говоря, я знала, что вы обязательно справитесь со всеми заданиями и заранее прислала вам сюрприз, который находится в сундучке. До свидания, ребята!»
Дети находят сундучок со сладостями и математическими раскрасками.