Лысова Наталья Артуровна
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Задачи на сложение и вычитание. Ориентировка на листе бумаги в клетку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Задачи на сложение и вычитание. Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Цели: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Задачи на сложение и вычитание, Ориентировка на листе бумаги в клетку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
Демонстрационный материал: письмо, картинки с геометрическими фигурами, модель задачи, карточки с цифрами и арифметическими знаками, мяч, карточки со схематическими изображениями человечков в различных позах, бубен, образец узора, тетради в клетку, карандаш, схема с изображением геометрических фигур, раскраски.
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть
Ребята, в наш детский сад пришло письмо, давайте его прочитаем.
ПИСЬМО:
«У меня в стране беда, ваша помощь мне нужна
Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания, трудные задания.
К нам на остров поспешите и порядок наведите!
Царица Математики».
Воспитатель: Отправимся в путешествие?
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие?
Воспитатель: Вы всё правильно назвали, на всех видах транспорта можно отправиться путешествовать. А хотите полететь на ракете?
Воспитатель. Да. да. прием. Детский сад " ". В гости.? Хорошо! Спасибо!
(Берет телефон и обращается к детям.)
Ребята, вы представляете, нас приглашают в гости на планету математики.
Ребята, а как вы думаете, кто живет на этой планете?
Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы согласны туда полететь? (Ответы детей.)
Для того, чтобы отправиться в путешествие нам нужно быстро считать, думать, решать задачи и я предлагаю провести мозговой штурм
- Дети: Да, отправимся.
- Дети: На самолёте, поезде, ракете, машине, вертолёте, пароходе.
- Дети: Да.
Ответы детей
Основная часть
1. Дидактическая игра с мячом «Назови предметы такой же формы» Воспитатель спрашивает:
Давайте вспомним названия геометрических фигур. А теперь поиграем. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:
«Я буду бросать мяч и называть геометрическую фигуру, вы, бросая мяч, обратно будете называть предмет такой же формы».
Да, мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие.
А теперь присаживайтесь на стулья.
Ребята, а на чем же мы полетим?
Воспитатель. Правильно на ракете. Сели правильно, спинки ровненькие, ножки вместе. Все готово. Можно отправляться в путь. Первая планета «Математика». Стоп выключить двигатель.
2. Воспитатель. Ребята, вот мы с вами и прилетели на планету «Математики».
Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты. Задачки то заколдованные, зашифрованные. Здесь какая-то модель. Можно ли по этим схемам и моделям придумать задачки? Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить?
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить?
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?»
Схема:
Решение: 5-2=3 (от пяти отнять два осталось три)
Модель:
8+1=9
Решение: на дереве сидело восемь птиц, к ним прилетела еще одна. Сколько всего птиц стало на дереве? (К 8 прибавить один получится 9.)
- А теперь запишите решение задач с помощью цифр и знаков. Прочитайте запись. И обоснуйте свое решение.
«Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки).
6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием!
- Посмотрите, какие звездочки, они не простые, а на обратной стороне задания. (Закреплены звездочки с загадками.)
Математические задачи.
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
(Ответы детей проверяем, рассматривая картинки.)
Молодцы ребята вы очень хорошо поработали, и я предлагаю немного поиграть.
Физминутка "Будем космонавтами"
Раз, два - стоит ракета. Дети поднимают руки вверх,
Три, четыре - самолет разводят руки в стороны,
Чтобы долететь до Солнца делают круг руками,
Космонавтам нужен год
Но дорогой нам не страшно, руки в стороны, наклоны корпусом,
Каждый ведь из нас атлет. приседая, сгибают и разгибают руки
Пролетая над Землею поднимают руки вверх
Ей передадим привет. и машут
Воспитатель. Отдохнули, а теперь полетели дальше. С нашей ракетой что-то случилось. Ребята наша ракета падает. Авария! Смотрите впереди планета «Пляшущие человечки». Нам необходимо заправить топливом нашу ракету. Но жители предлагают воспроизвести различные позы по схеме. Посмотрите вот на эту схему. И только после этого они помогут нам найти топливо на планете.
А вот и топливо. Человечкам понравилось. Теперь мы можем лететь дальше.
Воспитатель: Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты.
Мы полетели.
3. Следующая планета «Звездочета».
Игра «Ставим кирпичи в ряд».
Ребята, смотрите звездочет. Он любит изучать звезды, и наблюдать за ними в свою подзорную трубу, но он сбился с пути и не может разобрать рисунок. Давайте поможем. Что изображено на рисунке? (Прямоугольник.) Чему равна короткая (длинная) сторона прямоугольника? Где расположены короткие стороны? (Вверху и внизу.) Где расположены длинные стороны? (Справа и слева.) Сколько клеток пропущено между прямоугольниками? (Две.)
Нас ждет последнее задание. У вас на столах есть тетради в клетку. Откройте их. Давайте вспомним, как надо рисовать узор. В тетради от предыдущего занятия отсчитайте вниз четыре клетки и поставьте точку. От точки слева направо проведите линию длиной в одну клетку, затем сверху вниз проведите еще одну линию длиной в две клетки, потом проведите такую же линию справа и наконец, внизу вверх. В тетрадях нарисуйте кирпичики, а под ними узор из прямых и наклонных линий. Ваша задача - продолжить их. А теперь сели все прямо, спинки выпрямили, взяли в руки карандаши и выполняйте задание.
1 узор, что получилось?
2 узор, что получилось?
3 узор, что получилось?
Ребята, здесь, конечно, на планете интересно, но нам пора домой на землю.
Опять берём старт, начинаем отсчёт 10, 9.8, 7, 6,5,4,3,2,1,0.
4. Следующая планета «Компьютеров». Почему здесь все плачут? Что у них произошло?
Жители: К нам прилетела злая волшебница и разделила на части наш компьютер? И теперь мы не можем объединить части.
Воспитатель: Дети поможем жителям.
Дети: Да.
Что за интересный компьютер? Состоит из схем и геометрических фигур.
Давайте рассмотрим. Какие фигуры нарисованы в кругах? Сколько кругов (треугольников). Сколько элементов в первом круге? Сколько во втором круге? В первом круге группа фигур состоит из 4 элементов, во втором круге - из 6 элементов. Что нам показывает большой круг? (Большой круг показывает, что две группы составляют одну целую большую группу). Что надо сделать с двумя группами фигур? (Две группы надо объединить вмести.) Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы получить целое? (Действие сложения.)
У вас на столе лежат карточки, запишите в пустые квадраты цифры и знаки. И объедините и запишите число. Вот и объединили. Сколько получилось фигур? Ответ: 10.
Жители: Спасибо дети.
Воспитатель: Дальше полетели.
А пока мы с вами летим небольшая разминка для глаз.
Мимо пролетают звезды, проследим глазами за их полетом.
Гимнастика для глаз "Комета"
Распушив красивый хвост, Перемещаем взгляд
Летит комета между звезд. по кругу,
Вправо, влево, вниз и вверх, вправо, влево, вниз и вверх,
Танцуя звездный танец лучше всех. восьмеркой.
5. А вот и наша планета Земля. Мы приземлились.
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: Нет.
Скажите, пожалуйста,
Где вы были?
Кто живет в математической стране?
Чем вы занимались?
Вам понравилось?
Еще хотите полететь?
Посмотрите какое-то письмо?
Воспитатель читает письмо.
Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный компьютер из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Дети стоят
Дети: На ракете
Ответы детей
Решают задачу
Составляют и решают задачи
Ответы детей
Физминутка "Будем космонавтами"
Игра «Ставим кирпичи в ряд».
Работа в тетради
Ответы детей
Ответы детей
Гимнастика для глаз "Комета"
Ответы детей
Заключительная часть
Рефлексия
- Что мы сегодня делали?
- Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей