Надежда Дернович
Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе
Автор: Дернович Надежда Ивановна, воспитатель МБДОУ «Д/С «Ромашка»
Тема: «Наш друг - домовенок»
Цель: создание условий для расширения математического кругозора, развития математических способностей посредством дидактических игр и занимательного материала.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе „Наш друг — домовенок“» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи:
1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
2. Совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
3. Совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры.
4. Создать условия для развития мелкой моторики
5. Совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.
6. Способствовать воспитанию самостоятельности, дружеских взаимоотношений.
Условия проведения: Данное мероприятие соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы. Особых условий для проведения занятия не требуется, вполне подойдёт групповая комната.
Предполагаемые методы и приемы: создание проблемных ситуаций, социо-игровой подход, игровые упражнения, упражнения на развитие смекалки, мелкой моторики,объяснение, беседа, инструкция, вопросы,показ,практика.
Оборудование: карточки с цифрами, сыпучие изделия (рис, 2 миски, стаканы, линейка, ложечки разного размера, веревочка, ленты (на каждого ребенка, простой карандаш, условная мерка (на каждого ребенка, игрушка (или рисунок) домовенка, «пирожки»-геометрическая фигура круг.
Методические советы на подготовительный период : с детьми решаются задачи на развитие логического мышления, отгадываются загадки, проводится работа в парах, решаются проблемные ситуации, выполняются упражнения на закрепление состава числа в пределах 10.
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель:
Доброе утро ребята!
Слушайте внимательно!
Вы к занятию готовы?
Здравствуй математика!
Сообщение цели и задачи на занятие
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку, которая адресована вам. Хотите узнать, что в ней? Как это сделать?
Ответы детей - открыть посылку. (В посылке лежат открытки с заданиями и письмо).
Проблема: Посылка без подписи и обратного адреса.
Воспитатель:
Как же нам узнать, от кого она? (ответы детей).
Воспитатель находит открытку с загадкой и запиской: «Разгадаете загадку и узнаете, кто я.»
Воспитатель читает загадку:
Он живет под печкой,
В ночь выходит на крылечко,
Днем он мелкий как букашка,
А вообще, очаровашка.
Носит круглые очки,
Вяжет теплые носки,
За печной живет трубой,
Добродушный он такой (кто же это).
Дети: Домовенок. Домовой.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте ребята, я уже был у вас в гостях, и мы с вами познакомились, я узнал какие вы воспитанные, вежливые, аккуратные, трудолюбивые дети. А еще я узнал, что вы очень любите математику и оказалось, что это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их?».
Воспитатель: Ребята, я думаю, вы поможете домовенку решить эти задания.
Дети: Да. (См. приложение №1)
I Часть. Игровое упражнение «Назови число» Дети стоят в кругу
«Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать
1, 2, 3 начинаешь - ты».
. назови число, которое больше 4, но меньше 6;
- назови число, которое больше 5, но меньше 7;
- назови числа, стоящие в ряду справа от 5;
- назови соседей числа 4, числа 6, числа 8;
- назови число, которое стоит перед числом 6;
- назови число, которое следует за числом 8;
- если дорога шире тропинки, то тропинка (уже) дороги;
- если линейка длиннее карандаша то карандаш (короче) линейки;
- если верёвка толще нитки, то нитка (тоньше) верёвки.
II Часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»
(дети проходят и садятся за столы, им раздаются карточки с цифрами).
Воспитатель читает первое стихотворение:
Загорелся кошкин дом:
Пламя. Искры. Дым столбом.
-Мяу, Мяу – из окошка.
- Помогите, - просит кошка.
Позвонить при виде
Дыма «01» необходимо.
Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Если вы в беду попали,
Телефон «02» набрали.
К вам полиция приедет,
Всем поможет, всех спасет.
Дети выкладывают номер телефона полиции.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Дети показывают номер телефона скорой помощи (См. приложение №2).
Игровое упражнение «Разложи правильно»
Воспитатель говорит детям: «Домовенок прислал 10 пирожков (круги) и предлагает их разложить на 2 тарелочки». Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).
Социо-игровой подход: Работа в парах (найти половину геометрической фигуры) : один ребенок раскладывает «пирожки» -круги, другой- записывает результат на доске.
(См. приложение №3)
Динамическая пауза.
Воспитатель:
- Ребята, а как вы узнаете, кто из вас выше, кто ниже?
Ответы детей:
Встанем рядом, или спиной дуг к другу и определим, чья голова выше, а чья ниже.
(Воспитатель предлагает половине группы встать попарно, а другой половине детей сравнить пары. Затем поменяться).
III Часть. Измерение длины.
Игровое упражнение «Учимся измерять
Воспитатель:
у вас на столах лежат три цветные полоски, кто знает, как сравнить их по длине?
Ответы детей: надо приложить одну к другой.
- Можно ли приложить так? Воспитатель показывает неверное измерение. Дети должны это увидеть и исправить.
-Нет, надо приложить так, чтобы один конец у них совпадал.
Воспитатель предлагает детям сравнить полоски самостоятельно, затем спрашивает о результатах 2-3 детей, и есть ли другие варианты ответов.
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, в чем вы помогли домовенку? Научили его что делать? Ответы детей - сравнивать длину.
Измерение ленты, с помощью условной мерки.
Материалы: лента (60 см, мерка – полоска (20 см, счетные палочки.
На доске горизонтально прикреплена лента.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины (показывает мерку).
Проблема: Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?
Ответы детей. Затем предлагается показать, как надо измерять (показ и объяснение).
Порядок измерения длины:
• начать измерять от самого края;
• отметить конец мерки;
• после того, как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);
• перенести мерку и продолжить измерение.
Проблема: Сколько бантиков получится? Как узнать?
Ответы детей - пересчитать палочки.
Проводя данный вид измерения, дети узнают, что такое мерка, а так же правила измерения.
Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.
(См. приложение №4)
Измерение сыпучих веществ.
На столе лежат 6 кубиков и банка с рисом.
Проблема:
-Как узнать, сколько здесь кубиков? Ответы детей – посчитать.
-Как узнать, сколько риса в банке? Ответы детей.
Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго, а можно измерить крупу в банке.
-Чем можно измерить количество крупы?
На столе есть ложки (большая и маленькая, стакан (большой и маленький, линейка, шнурок
-Чем удобней измерить крупу? Ответы детей - стаканом или ложкой.
Воспитатель:
-То, чем мы что-то измеряем, называется условной мерой.
-Чем вы будете измерять крупу? (ответы детей).
Воспитатель рассказывает о приемах измерения, обращая внимание на то, что крупу надо насыпать до краев стакана или ложки и пересыпать в миску, при этом кладется счетная палочка, чтобы не сбиться со счета. По окончании измерения дети считают палочки и называют количество.
Воспитатель уточняет: «Количество палочек и показывает, сколько стаканов или ложек крупы в банке, чем меньше мерка, тем больше ее нужно.
(См. приложения №5 и №6)
Физкультминутка «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо (повороты вправо, влево,
Смотрит вверх (поднимают голову верх,
Смотрит вниз (опускают голову вниз,
Чуть присела на карниз (приседают,
А потом упала вниз (имитируют движение, как она упала).
Игровое упражнение «Поленья» (развитие смекалки и мелкой моторики).
Из 6 поленьев выложить домик. Из 5 поленьев выложить 2 треугольника
Из 7 поленьев выложить 2 квадрата. (См. приложение №7)
Игровая ситуация «Самый сообразительный»
Воспитатель читает задачи:
«Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку 2 бегут.
Так сколько же всего по дорожке лесной
Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)
«Вот медведица идет
Медвежат своих ведет.
Сколько здесь всего зверей,
Сосчитай-ка поскорей» (3)
«Под кустами у реки
Живут майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать
Ты их можешь сосчитать»? (4)
«Вот хромой идет жучок,
Он ранил ножку о сучок,
Прежде на своих шести,
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползет жучок?» (5)
Итог занятия
Воспитатель:
-Как вы думаете, мы помогли Домовенку справиться с его проблемой? Чему он может научиться у нас?
Ответы детей: считать, измерять длину и сыпучие материалы, знать состав числа 10, логически мыслить.
Появляется Домовенок :
-«Мне очень все понравилось. Вы меня научили многому. Я теперь знаю, как можно что-то измерить и посчитать. А еще я узнал, что вы не только хорошо воспитанные дети, но и настоящие умники-разумники. Спасибо вам».
Приложения:
Приложение №1
Приложение №2 Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5 Приложение №6
Приложение №7
Список литературы:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. 2014г.
Бочкарева. О. И. Математика. Занимательные материалы. Волгоград,2005.
Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. Игра-лочка-ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М. ,2014.
.
Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. Игралочка-ступенька к школе. (Части 3и4,
Ювента,2014.
Петерсон. Л. Г. ,ХолинаН. П. Раз-ступенька. Два-ступенька. Ювента. 2013.
Гаврина С. Е. ,Кутявина Н. Л. Тренажер математический. М. 2013.
Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Сфера. 2011.
Помораева И. А. ,Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. М. 2014.