Приложение МААМ

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок»

Надежда Дернович
Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе

Автор: Дернович Надежда Ивановна, воспитатель МБДОУ «Д/С «Ромашка»

Тема: «Наш друг - домовенок»

Цель: создание условий для расширения математического кругозора, развития математических способностей посредством дидактических игр и занимательного материала.

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе „Наш друг — домовенок“» размещена в разделах

Задачи:

1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

2. Совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.

3. Совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры.

4. Создать условия для развития мелкой моторики

5. Совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.

6. Способствовать воспитанию самостоятельности, дружеских взаимоотношений.

Условия проведения: Данное мероприятие соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы. Особых условий для проведения занятия не требуется, вполне подойдёт групповая комната.

Предполагаемые методы и приемы: создание проблемных ситуаций, социо-игровой подход, игровые упражнения, упражнения на развитие смекалки, мелкой моторики,объяснение, беседа, инструкция, вопросы,показ,практика.

Оборудование: карточки с цифрами, сыпучие изделия (рис, 2 миски, стаканы, линейка, ложечки разного размера, веревочка, ленты (на каждого ребенка, простой карандаш, условная мерка (на каждого ребенка, игрушка (или рисунок) домовенка, «пирожки»-геометрическая фигура круг.

Методические советы на подготовительный период : с детьми решаются задачи на развитие логического мышления, отгадываются загадки, проводится работа в парах, решаются проблемные ситуации, выполняются упражнения на закрепление состава числа в пределах 10.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель:

Доброе утро ребята!

Слушайте внимательно!

Вы к занятию готовы?

Здравствуй математика!

Сообщение цели и задачи на занятие

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку, которая адресована вам. Хотите узнать, что в ней? Как это сделать?

Ответы детей - открыть посылку. (В посылке лежат открытки с заданиями и письмо).

Проблема: Посылка без подписи и обратного адреса.

Воспитатель:

Как же нам узнать, от кого она? (ответы детей).

Воспитатель находит открытку с загадкой и запиской: «Разгадаете загадку и узнаете, кто я.»

Воспитатель читает загадку:

Он живет под печкой,

В ночь выходит на крылечко,

Днем он мелкий как букашка,

А вообще, очаровашка.

Носит круглые очки,

Вяжет теплые носки,

За печной живет трубой,

Добродушный он такой (кто же это).

Дети: Домовенок. Домовой.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте ребята, я уже был у вас в гостях, и мы с вами познакомились, я узнал какие вы воспитанные, вежливые, аккуратные, трудолюбивые дети. А еще я узнал, что вы очень любите математику и оказалось, что это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их?».

Воспитатель: Ребята, я думаю, вы поможете домовенку решить эти задания.

Дети: Да. (См. приложение №1)

I Часть. Игровое упражнение «Назови число» Дети стоят в кругу

«Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать

1, 2, 3 начинаешь - ты».

. назови число, которое больше 4, но меньше 6;

- назови число, которое больше 5, но меньше 7;

- назови числа, стоящие в ряду справа от 5;

- назови соседей числа 4, числа 6, числа 8;

- назови число, которое стоит перед числом 6;

- назови число, которое следует за числом 8;

- если дорога шире тропинки, то тропинка (уже) дороги;

- если линейка длиннее карандаша то карандаш (короче) линейки;

- если верёвка толще нитки, то нитка (тоньше) верёвки.

II Часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»

(дети проходят и садятся за столы, им раздаются карточки с цифрами).

Воспитатель читает первое стихотворение:

Загорелся кошкин дом:

Пламя. Искры. Дым столбом.

-Мяу, Мяу – из окошка.

- Помогите, - просит кошка.

Позвонить при виде

Дыма «01» необходимо.

Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Если вы в беду попали,

Телефон «02» набрали.

К вам полиция приедет,

Всем поможет, всех спасет.

Дети выкладывают номер телефона полиции.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь.

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Дети показывают номер телефона скорой помощи (См. приложение №2).

Игровое упражнение «Разложи правильно»

Воспитатель говорит детям: «Домовенок прислал 10 пирожков (круги) и предлагает их разложить на 2 тарелочки». Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

Социо-игровой подход: Работа в парах (найти половину геометрической фигуры) : один ребенок раскладывает «пирожки» -круги, другой- записывает результат на доске.

(См. приложение №3)

Динамическая пауза.

Воспитатель:

- Ребята, а как вы узнаете, кто из вас выше, кто ниже?

Ответы детей:

Встанем рядом, или спиной дуг к другу и определим, чья голова выше, а чья ниже.

(Воспитатель предлагает половине группы встать попарно, а другой половине детей сравнить пары. Затем поменяться).

III Часть. Измерение длины.

Игровое упражнение «Учимся измерять

Воспитатель:

у вас на столах лежат три цветные полоски, кто знает, как сравнить их по длине?

Ответы детей: надо приложить одну к другой.

- Можно ли приложить так? Воспитатель показывает неверное измерение. Дети должны это увидеть и исправить.

-Нет, надо приложить так, чтобы один конец у них совпадал.

Воспитатель предлагает детям сравнить полоски самостоятельно, затем спрашивает о результатах 2-3 детей, и есть ли другие варианты ответов.

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, в чем вы помогли домовенку? Научили его что делать? Ответы детей - сравнивать длину.

Измерение ленты, с помощью условной мерки.

Материалы: лента (60 см, мерка – полоска (20 см, счетные палочки.

На доске горизонтально прикреплена лента.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины (показывает мерку).

Проблема: Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?

Ответы детей. Затем предлагается показать, как надо измерять (показ и объяснение).

Порядок измерения длины:

• начать измерять от самого края;

• отметить конец мерки;

• после того, как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);

• перенести мерку и продолжить измерение.

Проблема: Сколько бантиков получится? Как узнать?

Ответы детей - пересчитать палочки.

Проводя данный вид измерения, дети узнают, что такое мерка, а так же правила измерения.

Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.

(См. приложение №4)

Измерение сыпучих веществ.

На столе лежат 6 кубиков и банка с рисом.

Проблема:

-Как узнать, сколько здесь кубиков? Ответы детей – посчитать.

-Как узнать, сколько риса в банке? Ответы детей.

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго, а можно измерить крупу в банке.

-Чем можно измерить количество крупы?

На столе есть ложки (большая и маленькая, стакан (большой и маленький, линейка, шнурок

-Чем удобней измерить крупу? Ответы детей - стаканом или ложкой.

Воспитатель:

-То, чем мы что-то измеряем, называется условной мерой.

-Чем вы будете измерять крупу? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает о приемах измерения, обращая внимание на то, что крупу надо насыпать до краев стакана или ложки и пересыпать в миску, при этом кладется счетная палочка, чтобы не сбиться со счета. По окончании измерения дети считают палочки и называют количество.

Воспитатель уточняет: «Количество палочек и показывает, сколько стаканов или ложек крупы в банке, чем меньше мерка, тем больше ее нужно.

(См. приложения №5 и №6)

Физкультминутка «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо (повороты вправо, влево,

Смотрит вверх (поднимают голову верх,

Смотрит вниз (опускают голову вниз,

Чуть присела на карниз (приседают,

А потом упала вниз (имитируют движение, как она упала).

Игровое упражнение «Поленья» (развитие смекалки и мелкой моторики).

Из 6 поленьев выложить домик. Из 5 поленьев выложить 2 треугольника

Из 7 поленьев выложить 2 квадрата. (См. приложение №7)

Игровая ситуация «Самый сообразительный»

Воспитатель читает задачи:

«Вот 8 зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку 2 бегут.

Так сколько же всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)

«Вот медведица идет

Медвежат своих ведет.

Сколько здесь всего зверей,

Сосчитай-ка поскорей» (3)

«Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Ты их можешь сосчитать»? (4)

«Вот хромой идет жучок,

Он ранил ножку о сучок,

Прежде на своих шести,

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползет жучок?» (5)

Итог занятия

Воспитатель:

-Как вы думаете, мы помогли Домовенку справиться с его проблемой? Чему он может научиться у нас?

Ответы детей: считать, измерять длину и сыпучие материалы, знать состав числа 10, логически мыслить.

Появляется Домовенок :

-«Мне очень все понравилось. Вы меня научили многому. Я теперь знаю, как можно что-то измерить и посчитать. А еще я узнал, что вы не только хорошо воспитанные дети, но и настоящие умники-разумники. Спасибо вам».

Приложения:

Приложение №1

Приложение №2 Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5 Приложение №6

Приложение №7

Список литературы:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. 2014г.

Бочкарева. О. И. Математика. Занимательные материалы. Волгоград,2005.

Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. Игра-лочка-ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М. ,2014.

.

Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. Игралочка-ступенька к школе. (Части 3и4,

Ювента,2014.

Петерсон. Л. Г. ,ХолинаН. П. Раз-ступенька. Два-ступенька. Ювента. 2013.

Гаврина С. Е. ,Кутявина Н. Л. Тренажер математический. М. 2013.

Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Сфера. 2011.

Помораева И. А. ,Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. М. 2014.

Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Заботы». Конспект НОД в ОО «Познание» с использованием технологии ТРИЗ-ртв Цель. Активизировать мышление детей для решения предлагаемых проблем, используя ранее приобретённые знания навыки и умения. Образовательные.

Конспект НОД по ФЭМП «Знакомство с понятием «куб» с применением ТРИЗ технологии» Конспект непосредственной образовательной деятельности во II младшей группе. Образовательная область: Познание. Формирование элементарных.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область.

Конспект НОД в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Солнышко и дождик» Подготовила и провела Воробьева Марина Валерьевна Москва Цель: выполнять пальчиковые упражнения по подражанию, играть вместе со сверстниками.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологии ТРИЗ на тему «Транспорт» Цель: Освоение способов познавательной деятельности. Задачи: - Расширить знания детей о видах транспорта. - Активизировать словарь: транспорт.

Конспект занятия по рисованию с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Кисть рябинки, гроздь калинки». Задачи: Образовательные: • Продолжать учить детей рисовать, кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору, а листок.

Математика в старшей группе «Пространственные отношения» с использованием технологии ТРИЗ Цель: Формирование у детей навыков ориентировки в пространстве. Задачи: Совершенствовать умение работать с картой. Закрепить знания признака.

«Транспорт». Конспект ОД с использованием технологии ОТСМ –Триз-ртв (подготовительная группа) Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость» Конспект по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Лунный гость» Цель: обогащать круг представлений у детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок»
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 04:34
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дернович (УИ 893065) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД