Оксана Батракова-Янц
Конспект НОД по формированию познавательной активности в средней группе «Путешествие к диким зверям в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное слово», «Познание», «Физическая культура», «Музыка»
Используемый материал: игрушка белочки, шишки, макет дерева с дуплом, орехи замороженные во льду, холодная и горячая вода, два подноса, стаканчики по числу детей, следы зайца, игрушка белого зайца, палочки Кюизенера, образец выкладывания морковки из палочек Кюизенера, дерево с макетами синички, снегиря, свиристели, дятла и воробья, кормушка, корм для птиц, обручи серого, желтого и красного цвета, шапочки-ободки с картинками птиц для игры «птицы на прогулке», сучки и пеньки, интерактивная доска.
Публикация «Конспект НОД по формированию познавательной активности в средней группе „Путешествие к диким зверям в лес“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Методические приёмы: использование музыкального оформления- музыка П. И. Чайковский «времена года»- ноябрь, «Птичка», презентация на интерактивной доске, звуки в лесу «дятел», технология палочки Кюизенера, подвижные игры, рассказы детей, исследовательская деятельность.
Цель: развитие познавательной, двигательной активности.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о жизни диких животных поздней осенью, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «дикие животные».
2. Формировать умение различать и узнавать зимующих птиц диких животных, познакомить с их следами.
3. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам, желание и умение им помогать.
4. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.
5. Развививать речь и обогащать словарный запас по теме: «Подготовка диких животных к зиме», «зимующие птицы», «лед и его свойства».
6. формировать всестороннее развитие личности через познавательно-исследовательскую деятельность
7. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
8. Учить анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
9. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
10. Уточнить и расширить знания детей о льде и его свойствах.
11. Развивать способности к конструированию с палочками Кюизенера, умение работать по образцу.
12. Воспитывать умение работать в группах, чувство товрищества.
13. Тренировать умение детей прыгать на двух ногах через сучки и пеньки.
14. Формировать умение метать предметы вдаль.
15. Развивать правильную осанку, мышечную силу.
16. Обучать ходьбе и бегу друг за другом в колонне.
17. Закреплять умение прыгать на одной и двух ногах.
Ход занятия:
Дети входят в зал, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: здороваются
Дети поворачиваются к интерактивной доске.
Музыка, слайд №1 (поздняя осень)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая картина, какое на ней время года?
Дети: Поздняя осень
Воспитатель: Посмотрите, как красиво сейчас в лесу:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что в лесу не видно ни одного зверька? Без них так грустно в лесу. Почему их не видно? Где животные?
Дети (ребенок): У зверей в лесу сейчас много забот, они готовятся к зиме.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно, а как называются животные, которые живут в лесу одним словом?
Дети: дикие
Воспитатель: А что значит дикие?
Дети: Живут в лесу, и сами добывают себе пищу.
Появляется Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я старичок-лесовичок,пришел к вам просить помощи: мне нужно обойти весь лес и проверить все ли мои друзья- дикие животные подготовились к зиме, я думаю, что один не успею, ведь скоро уже наступит зима.
Воспитатель: Ребята, поможем старичку-лесовичку.
Дети: Поможем.
Старичок-Лесовичок: Ну тогда пошли:
Физкультурная минутка
Мы в лес шагаем дружно
Тропинкою лесной
Здесь все увидеть нужно
Приметить нам с тобой.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке пробежим
До полянки добежим.
Старичок-Лесовичок: Вот мы и в лесу.
Пришли к дереву с дуплом, на веточке сидит белка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое дерево, мне кажется здесь кто-то живет. Как вы думаете чей это домик?
Дети: Белочки
Воспитатель: Правильно, а вот и белочка (игрушка белочки). Посмотрите какая у нее мягкая шубка. (дети гладят белку).
Ребята, а как белка готовится к зиме? Слайд№2
Дети (ребенок): белка зимой меняет рыжую шубку на серую, чтобы ее было трудно заметить на деревьях зимой. Так она спасается от хищников. Еще белка делает запасы на зиму: шишки, орехи, грибы. Ее дом – это дупло. Белка застилает дупло мхом, перьями, чтобы было теплее.
Старичок-лесовичок: Посмотрите, ребята, а я нашел припасенные белочкой орешки, но с ними что-то случилось. (в тарелочке лежат орешки во льду)
Воспитатель: Да, в такие орехи белочка не сможет грызть. Ребята, в чем это орехи?
Дети: отвечают
Старичок-лесовичок: Ребята, я думаю, нужно помочь белочке освободить орешки ото льда. Как это можно сделать?
Дети: отвечают (растопить)
Воспитатель: А как быстро растопить лед?
Дети (ребенок): Я думаю, что его нужно положить в воду.
Воспитатель: Молодец, а в какой воде быстрей растает лед- холодной или горячей?
Дети: отвечают.
Воспитатель: А давайте проверим.
Опыт «Растопи лед»
Дети делятся на две группы: одна группа положит орехи в стакан с холодной водой, вторая- в стакан с горячей водой;
Воспитатель ставит два подноса- на одном наклеена снежинка, на втором солнышко. На столике стоят стаканы с теплой водой- на них желтый кружочек и холодной водой-на них синий кружочек. Воспитатель предлагает детям взять любой стакан, какой хочет. Кто взял с желтым кружочкам тот подходит к подносу с солнышком, а кто с синим, тот к подносу со снежинкой. Вопросы каждой группе: какая у вас вода? А как вы определили? Воспитатель сначала предлагает подержать орешек в руках. Вопросы: Какой на ощупь лед? Почему руки мокрые? Какого цвета лед? Потом предлагает растопить лед в воде, потому что руки замерзают и можно простыть. Обе группы по команде ложат орехи в воду и наблюдают. Вопросы: у кого быстрее растаял лед, куда исчез лед.
Воспитатель: Вот вы какие молодцы, теперь белочка не будет голодать зимой, мы пополнили ее кладовую орехами.
Старичок-Лесовичок: Ребята, а белочка зимой любит еще и шишки грызть, смотрите сколько здесь шишек валяется, поможем ей собрать.
Игра «Попади в дупло»
Старичок-Лесовичок: Спасибо, ребятки, нам пора отправляться дальше.
Мы в лес шагаем дружно
Тропинкою лесной…
Посмотрите, да здесь по тропинке кто-то недавно пробегал. Здесь чьи-то следы. Интересно, какой зверь здесь недавно пробегал?
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, кто оставил эти следы? Отгадайте загадку: Летом серый, зимой белый, прыгает ловко, любит морковку.
Дети: отгадывают.
Воспитатель: Правильно, значит это заячьи следы.
Старичок-Лесовичок: Пойдемте искать зайку.
(Дети прыгают по следам зайца)
Воспитатель: А вот он и сам сидит, дрожит от страха. (под елкой игрушка белого зайца).Ребята, а как зайчик готовится к зиме?
Слайд №3
Дети (ребенок): Осенью зайчик линяет- меняет серую шубку на белую, теплую и пушистую. У зайчика нет домика, днем он зарывается в пушистый снег под кустом, а ночью выходит добывать себе еду. Летом зайка питается свежей травой, плодами, а зимой ест кору деревьев и корешки растений.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, зачем зайчик меняет шубку?
Дети (ребенок): Я думаю, чтобы его не заметили лиса и волк.
Воспитатель: Давайте проверим.
Опыт «Как маскируются животные» на интерактивной доске
слайд №4
на белый снег поместить картинку белого зайца и серого.
-что вы видите на доске (зайчика-белого и серого)
- А какого зайчика видно лучше?
Да, действительно серого зайца лучше видно, поэтому он зимой меняет шубку, чтобы его не заметили хищники, он так маскируется.
Воспитатель: Ребята, зайка, такой грустный, давайте угостим его морковкой.
Старичок-Лесовичок: А где вы ее сейчас возьмете в лесу?
Воспитатель: А мы сделаем ее из волшебных палочек. слайд №5
(Дети складывают морковку по образцу из палочек Кюизенера)
Старичок-Лесовичок: Какие вы молодцы, ребята, зайчик теперь не дрожит от страха и хочет с вами поиграть.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. Зайки скачут, скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Скачут зайцы через сучок, скок, скок, скок,
Скачут зайцы через пенек, скок, скок, скок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли волк.
Убегайте без оглядки- волк идет, волк идет.
волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать. Зайцы убегают.
(музыка «стук дятла в лесу») Слайд №6 (дятел на дереве)
Старичок-Лесовичок: Ребята, вы слышите кто-то стучит? Кто это может быть?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько здесь зимующих птиц. (макеты синички, снегиря, воробья, свиристель, дятел) Каких птичек вы узнали?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Молодцы, дети. Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
На столе стоит кормушка и варианты корма для птиц: семена подсолнечника, арбузные семечки, пшено, пшеничный хлеб, свежее яблоко, соленые черные сухарики, сушеная трава, кусочки сала, семена трав, ягоды рябины, шишки, орехи, апельсин.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку.
Дети (ребенок):
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
Дети (ребенок):
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы повесим кормушку на улице.
Старичок-Лесовичок: Птички теперь радостные и хотят поиграть.
Подвижная игра «Птицы на прогулке» слайд №7 (зимующие птицы)
на полу обручи серого, жёлтого и красного цветов. Серый обруч будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. В обручах лежат шапочки-ободки с картинкой птицы, дети одевают их. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами помогли старичку-лесовичку обойти весь лес. Совсем скоро наступит зима, а дикие животные готовы к ее приходу.
Старичок- Лесовичок: Спасибо, ребята, я хочу вас поблагодарить за вашу помощь и угостить лесными грибочками. (в корзиночке печенье грибочки) и провожу вас домой.
Физминутка:
Раз-два, раз-два- зашагала детвора,
Раз-два, раз-два- вот и кончилась игра,
Раз-два, раз-два- в группу нам идти пора.