Рената Соколова
Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в зимний лес к зверям».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в зимний лес к зверям».
НОД образовательная область "Познание". Как звери в лесу зимой живут.
Группа : старшая
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация; социализация
Программные задачи:
Познание:
• Расширить и уточнить представления детей об образе жизни лесных зверей (зайца; лисы; волка) в зимнее время; о способах добывания пищи; защиты от холода; от врагов.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Экскурсия в зимний лес к зверям“,» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изменении образа жизни животных, условий их обитания.
Коммуникация:
• Развивать диалогическую и доказательную форму речи; умение высказывать свою точку зрения, доказывать, объяснять.
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
• уточнить знания детей о животных: знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т. д. ;
• образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ;
• подбор слов-антонимов;
• согласовывать числительные с существительными;
• упражняться в подборе эпитетов;
• развивать словарь по данной теме.
Социализация:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время совместных игр.
• Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям, желание им помочь в трудных условиях.
Оборудование: корма-гостинцы для животных - морковка, шишки, кора дерева, рыбка, косточка, картинки зверей, зимние пейзажи, презентация про животных, макет с животными в природных условиях, поднос со снегом, трафареты следов, 3- D очки, кусочки шкурки животного, тазик с водой, электронная доска.
Словарная работа: нора, дупло, берлога, мышкует, вожак, длинноухий, длиннохвостая, длинноногий, короткохвостый, всеядное, травоядное, хищное.
Предварительная работа:
наблюдение за сезонными изменениями в природе;
рассматривание иллюстраций "Животные в лесу"
дидактические игры «Покорми животное», «Кто где зимует», чтение рассказов Н. Сладкова «Кто куда», «Под снегом»; Г. Скребицкий «Белая шубка», «Смышлёный зверёк»; Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся»; И. Соколов- Микитов «На опушке», «На лесной дороге», «Волки».
Ход НОД:
Сюрпризный момент:
Видеописьмо из Африки. (электронная доска)
Появляется девочка негритенка - Элли.
Здравствуйте ребята! Мня зовут Элли, я живут в в Африке. У нас очень жарко, светит солнце! А что это у вас за окном? Все белое, искристое?
Ребята: Здравствуй Элли! А мы живем в России, у нас начинается зима, погода прохладная, а за окном пролетает белый, пушистый, холодный снег!
Воспитатель: - Ребята, а вы любите зиму? (Да)
- Самая большая радость для нас, особенно для детей - это снег.
Элли: Как здорово! А я никогда не видела снега! А если так холодно в лесу, как же там живут разные животные?
Воспитатель:
- Мы рады снегу, нам хорошо зимой. Живём в тёплых домах, с наступлением зимы надеваем тё плую одежду: шапки, пальто, сапоги и варежки.
А за городом, в лесу живут звери.
Логопед: Скажите мне пожалуйста: лес – это чей дом? (ответы детей глядя на Макет с лесом и животными.)
В лесу за городом живут звери. Как вы думаете, трудно ли приходится лесным зверям зимой? (Да, так как зимой в лесу холодно и голодно, трудно под снегом отыскать корм, трудно передвигаться по глубокому снегу в поисках пищи).
Воспитатель: Элли, мы приглашаем тебя на экскурсию в лес! Мы сегодня поговорим о жизни диких зверей в лесу в зимнее время, о способах добывания пищи, защиты от холода и от врагов.
Элли: Замечательно! Я буду наблюдать за вами!
Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться в зимний лес. Прежде, чем начнётся наша прогулка, вспомним правила поведения в лесу (Не шуметь, не пугать животных, не ломать ветки кустов и деревьев, соблюдать чистоту).
Воспитатель: - Давайте выберем угощения, которые пригодятся лесным зверям.
На столе разложены угощения: сено, шишки, кора дерева, рыба, косточка, морковка. Воспитатель предлагает выбрать необходимые угощения для животных. Дети выбирают угощения с уточнением, для какого животного и складывают все в корзинку.
Логопед: - Я думаю, что наши гостинцы хоть немного помогут пережить зверям тяжёлое зимнее время. Когда звери сыты, им и холод не страшен. Отправляемся в лес по тропинке.
- Пойдём мы по тропинке.
Тропинка, тропинка, ты нас проведи.
Пойдём за тобою, а ты впереди!
Сейчас немного отдохнём,
Дальше по лесу пойдём!
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Тихо-тихо сядем рядом
В удивительном наряде.
Мы увидим зимний лес,
Полный сказок и чудес!
Видеозаставка: Зимний лес (голые деревья, первый снег, дует холодный ветер)
Воспитатель говорит по видеозаставке: - Пришла в лес зима заботливой хозяйкой. В легкие снежные паутинки она ели. Даже о веточках не забыла-дала им пуховые варежки. Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой свежий воздух!
Дыхательное упражнение "Подуй на снежинку"
Логопед: - Неужели в лесу никого нет? Ой, смотрите, вот чьи-то следы. Чьи они? А чьи это следы вы узнаете, если отгадаете загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой — летом. (Заяц.)
— Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.)
Исследовательская деятельность:
Воспитатель предлагает детям взять трафареты следов зайца (например сделанные на разрезанной картофелине) и с имитировать тропинку следов на большом подносе с настоящим снегом.
Воспитатель: Молодцы!
Логопед: А сейчас давайте поиграем:
Дидактическая игра «Скажи наоборот» :
черный — белый,
смелый — трусливый,
быстрый — медленный,
веселый — грустный,
умный — глупый,
длинный — короткий.
Воспитатель: А сейчас Лера расскажет нам об этом животном подробнее.
Рассказ ребенка (Леры) о зайце.
У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб,сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.
На проекторе видеосюжет о зайце в природе.
Воспитатель:
-Как приспособился заяц к жизни в лесу в зимнее время? (Он имеет белый мех)
- Чем питается заяц зимой? (корой деревьев и кустарников, сеном)
- Чем угостим зайца? (кладут под елку морковку)
Алина: Интересные факты: зайца называют косым, но на самом деле у зайца очень хорошее зрение и он может одновременно смотреть глазами в разные стороны. Он видит, что происходит по сторонам, а вот впереди видит плохо.
Логопед: Гимнастика для глаз на проекторе.
Дети с воспитателей шагают дальше по лесу.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а вот и нора. А чья она вы узнаете, когда отгадаете мою следующую загадку.
Логопед загадывает загадку:
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее. (Лиса.)
— Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая.)
— Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.)
Дидактическая игра «Чье это?»(по картинкам)
(Лисья морда, лисьи уши и т. д.)
Образование сложных прилагательных:
— У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)
— У лисы длинный нос. (Длинноносая)
— У лисы острые уши. (Остроухая)
— У лисы короткие усы. (короткоусая)
— У лисы рыжий хвост. (рыжехвостая)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая лисичка красивая.
Рассказ Ромы про лису по видеофайлу:
Какой у нее большой, красивый и пушистый хвост. А зачем ей такой хвост? (согревает, заметает следы) Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Зимой, когда в лесу жизнь замирает, главным кормом для лисы становятся мыши. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у лисы зубки остры!
Исследовательская деятельность:
Воспитатель предлагает ребятам потрогать шкурку лисы. Провести эксперимент намокнут ли в воде волоски на шкурке? Дети окунают в тазик с водой кусочки шкурки. Волоски остаются сухие? Почему с них скатывается вода? Потому что волоски обработаны слюной животного, в которой содержится жир, он защищает волоски от намокания и шкурка держит тепло, и не мокнет на снегу.
Чем ещё питается лиса? (мелкими зверями, птицами)
-А почему лиса шубку не поменяла? (Она хищница, ей не от кого прятаться в лесу)
- Чем угостим лису? (кладут под елку рыбку)
Алина: Интересный факт: В сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз. Лиса очень хитрое и умное животное, зимует она одна.
Воспитатель: Молодцы! Давайте пойдем дальше!
Логопед загадывает загадку:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
— Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама —. (волчица). Дети —. (волчата).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:
— У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. ( Аналогично: глаза, нос, хвост.)
— Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.)
Дидактическая игра «Чье это?»
Воспитатель: - Что помогает охотиться волку? (Длинные сильные ноги. Они могут долго бежать за добычей)
- Недаром говорят, что волка ноги кормят.
Тася рассказывает про волка по видеофайлу:
Волки охотятся стаей. Они окружают добычу и нападают на неё. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие волки ему подчиняются. Волков еще называют санитарами леса, потому что они уничтожают слабых, больных животных.
Исследовательская деятельность: Волки отлично видят в темноте. Почему? У него отличное биопсическое зрение. Давайте выключим свет, наденем специальные очки и попробуем найти зайца.
-Волк очень похож на собаку, трудно отличить. Чем его угостим? (кладут под елку косточку).
Воспитатель: Молодцы!
- Лес для зверей - это большой, родной и любимый дом. И в большом доме звери устраивают свои маленькие домики. Послушайте об этом стихотворение.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Есть у каждого свой дом.
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Есть у каждого своё дом,
Всем тепло, уютно в нём.
Рефлексия
Воспитатель (итог) : - Для чего нужен каждому дом? (Дом нужен для того, чтобы прятаться от непогоды, отдыхать, устраивать запасы)
Дидактическая игра «Закончи предложение».
— Ты увидел в лесу (кого). ежа.
— Мы любуемся (кем). ежом.
— Нам понравился (кто). еж.
— Мы молока дадим (кому). ежу.
— Я вам рассказала (о ком). о еже.
Вот и закончилась наша экскурсия!
Давайте, спросим у Элли понравилось ли ей в нашем лесу?
Элли: Как здорово! Я как будь- то с вами прошлась по заснеженному лесу, узнала много о диких животных, живущих в вашем крае! Спасибо ребята!
А теперь ребята давайте подарим нашим гостям дары леса: туесок с клюквой, сухих грибов.