Папки-передвижки

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «Согласование местоимений мой, моя с существительными»

Виктория Кадырова
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «Согласование местоимений мой, моя с существительными»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

по формированию грамматического строя речи.

Тема: Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.

Задачи.

Коррекционно-образовательные. Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навыков согласования местоимений с существительными. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

Публикация «Конспект НОД по формированию грамматического строя речи „Согласование местоимений мой, моя с существительными“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие. Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные. формирование групповой сплоченности, положительной учебной мотивации.

Оборудование: «Чудесный мешочек», игрушки, шарф, шапка, картинка мальчика, картинный материал к игре «Найди свою картинку», игрушка Незнайка, игрушки из «Киндера-сюрприза», портфель, ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга, фломастер, две коробки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Игра «Чудесный мешочек»

У детей в руках игрушки, которые они достали из чудесного мешочка.

Л. : Сядет тот, у кого МОЙ зайчик, МОЙ мяч, моя пирамидка и т. д.

II. Основная часть.

Логопед, показывая детям шапку и шарф, которые принадлежат одному

из ребят, спрашивает:

Ребята, чей это шарф? ( Ответ ребенка: «Мой шарф».)

А чья это шапка? ( Ответ того же ребенка: «Моя шапка».)

Логопед объясняет, что и шапка, и шарф принадлежат одному ребенку, но он по-разному сказал про них: мой шарф и моя шапка. Затем просит детей правильно и четко сказать со словами мой или моя про ту одежду, которую он покажет. Подходит к детям и указывает на майку, носок, рубашку, юбку. Дети четко, с нажимом произносят: «Мой носок», «Моя кофта» и т. п.

Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб. Логопед читает стихотворение:

Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

- Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

Никому я их не дам!

- Ну сиди, играй в них сам!

Затем уточняется, про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя?

Логопед привлекает внимание детей к предметам на столе, накрытым салфеткой, поднимает ее, открывая кучу игрушек, и спрашивает: «Может быть такую кучу игрушек собрал Глеб в детском саду? Так про какие игрушки Глеб скажет мой, а про какие моя?»

Логопед просит детей помочь ему разложить игрушки на две коробки: в одну те, про которые можно сказать моя, а в другую те, про которые можно сказать мой. Дети произносят словосочетания, выделяя голосом местоимения.

Игра «Найди свою картинку»

У каждого ребенка по две картинки мужского и женского рода.

Л. Ребята, у меня есть много картинок. Я каждому дам две картинки. Вы на них внимательно посмотрите и запомните.

Раздаются картинки.

Л. Запомнили картинки? А сейчас я у вас их соберу, перемешаю и буду показывать по одной картинке. А вы скажите, чья это картинка.

Игра «Незнайкины ошибки»

Стук в дверь.

Л. Ребята, коже к нам пришел?

Логопед достает куклу Незнайки.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. (Сердитым голосом).

Л. Наш Незнайка чем-то не доволен.

Незнайка стучит по столу рукой и «говорит»

Незнайка. Этот стол теперь моя,

И хозяин тоже я!

Логопед свободной рукой гладит Незнайку по голове и уже своим голосом говорит: «Успокойся, Незнайка! Ребята, кто исправит Незнайкину ошибку?» Дети произносят правильное словосочетание. Затем логопед говорит Незнайке:

Этот стол и твой и мой,

И сидим тут мы с тобой!

Незнайка. Мой кроватка, мой подушка,

Спальня мой и мой игрушка!

Дети по просьбе логопеда исправляют и эти ошибки. Логопед, обращаясь к Незнайке, говорит:

И кроватка там твоя, и подушка там твоя,

И твои под этой спинкой наволочка и простынка,

Только спальня не твоя, спальня общая!

Л. Незнайка не расстраивайся, лучше поиграй с нами.

Динамическая пауза.

Мой мячик весело скачет

движения, имитирующие постукивания рукой по мячу

Моя машина едет на вершину имитация вращения руля

Мой мишка совсем малышка приседание

Моя кошка поспит немножко наклон головы набок, руки под щеку

Л. Незнайка вырос и собирается в школу. И он хочет дать поиграть свои игрушки вам.

Раздаются игрушки из «Киндера-сюрприза»

Логопед спрашивает. «Чья бабочка?», «Чей шарик?» и т. д.

Л. Ребята, поможем Незнайке собраться в школу. У Незнайке есть портфель, ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга. Помогите Незнайке сложить портфель. Незнайка начнет, а вы должны догадаться, о чем он говорит.

Логопед от имени Незнайки по очереди обращается к детям, произнося фразы типа: «Где мой.», «Где моя.» и ждет, чтобы дети закончили фразу. Правильно названные картинки выставляются на наборное полотно. Дети еще раз произносят словосочетания «моя ручка», «мой карандаш».

Игра «Жадина»

Логопед задает вопрос: «Чья синяя футболка?», Чей белый носок?» и т. д. Дети отвечают на поставленный вопрос: Мой белый носок и т. д.

III. Итог занятия.

Оценка работы каждого ребенка на занятии.

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи на тему «Маленькие слова - предлоги» для подготовительной логопедической группы.

Цели: закрепление умения пользоваться предлогами, совершенствование навыков составления предложений по схемам, образования сложноподчиненных предложений с причинным союзом.

Коррекционно-обучающие задачи:

1. Закрепление навыков употребления простых и сложных предлогов.

2. Актуализировать словарь по теме «Дикие и домашние животные».

3. Закрепление навыков образования сложноподчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие связной речи, навыков составления распространенного предложения по схеме

-развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитание усидчивости, уважения друг к другу

- воспитание умения выслушивать ответы других детей до конца.

Оборудование: символы предлогов, картинки, игрушки, контурные изображения тарелок, кукла Незнайка.

Предварительная работа: знакомство детей с предлогами и их символами, символами слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.

Ход занятия

1. Организационный момент

На столе стоят игрушки. Логопед задает вопросы, а дети отвечают, правильно подбирая предлоги ПЕРЕД, МЕЖДУ, ОКОЛО.

Образец: Где стоит самолет? – Самолет стоит ПЕРЕД вертолетом.

Где стоит собака? – Собака стоит между лисой и медведем.

2. Введение в тему занятия

На доске карточки с символами предлогов: В, НА, С/СО, ИЗ, ПОД, К, ОТ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА.

Ребята, сегодня мы будем играть с маленькими словами - предлогам.

Посмотрите на доску, я буду показывать карточку с изображением предлога, я вы назовете этот предлог, скажете, когда мы его используем и придумаете с ним предложение.

Образец ответа ребенка: Из. Это слово появляется, когда предмет находится внутри чего-то и двигается оттуда. Мальчик вышел из подъезда.

3. Игра «Найди сокровище».Работа с игрушками и предлогами В, НА, ПОД, ЗА.

Логопед раздает детям символы предлогов В, НА, ПОД, ЗА, предметная картинка с изображением мебели и мелкие игрушки.

Логопед: «У каждого на столе игрушка и картинки. Когда я скажу: «Раз!», вы посмотрите на картинки и догадаетесь, куда надо спрятать игрушку. На счет «Два!» вы встанете и спрячете игрушку в это место. На счет «Три!» вы сядете на свое место.

Логопед медленно считает до трех. Когда дети опять садятся на свои места, логопед дает новые инструкции: «Даша, отдай свои картинки Ване. Ваня, отдай свои картинки Тане. И т. п.». Все дети обмениваются картинками. После этого логопед предлагает детям найти клад, пользуясь полученными картинками.

4. Работа с предлогами движения ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С/СО, составление сложно-подчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Логопед просит детей вспомнить, откуда они взяли игрушки, и где эти игрушки были.

Образец ответа ребенка: «Я взял звездочку ИЗ-ПОД стула, потому что она была ПОД стулом».

5. Игра «Накорми животное» (работа с предметными картинками и предлогами К и ОТ)

На доске выставлены силуэты тарелок, на них карточки с кормом: рыба, морковь, трава, сено, овес, мясо, косточка, клевер, шишки, желуди, веточки, мед, зернышки. Рядом с каждой тарелкой контурное изображение животного, которое этот корм никогда есть не станет. Например, медведь и сено, заяц и рыба.

Логопед рассказывает, что Незнайка решил устроить для всех зверей праздник, приготовил угощение, но перепутал тарелки. Все звери недовольны. Они решили поменяться тарелками. Расскажите, кто от какого угощения отойдет и к какому угощению подойдет.

Образец ответа ребенка: Медведь отойдет от сена и подойдет к меду. Заяц отойдет от рыбы и подойдет к морковке.

Логопед: «Назовите маленькие слова – предлоги, которые помогли нам справиться с заданием. Когда мы их употребляем в нашей речи

Образец ответов детей:

ОТ. Маленькое слово ОТ появляется, если предмет отодвигается, удаляется от чего-то, от другого предмета.

К. Маленькое слово К появляется, когда предмет приближается к другому предмету.

6. Работа с раздаточным материалом

У детей на столах карточки со схемами предложений. Логопед дает задание придумать по своей схеме предложение. Дети встают по очереди, проговаривают предложение и шагами считают слова в нем.

7. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Цикл НОД по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста (Можно использовать как материал к мониторингу) 1. Тема «Лунтик и его друзья» Приоритетная задача НОД: согласование имен существительных.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи «Кухонная посуда» (старшая группа) Программное содержание: Закреплять знания детей о кухонной посуде, о её качестве и назначении. Совершенствовать грамматический строй речи,.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя речи Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя речи Тема: Предлог «из-под». Цель: Учить детей выделять в предложении.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Домашние птицы» Тема «Домашние птицы». Задачи: Активизация словаря по теме. Продолжать учить составлять предложения из 3 слов. Развитие умения отвечать.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР .

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и грамматического строя речи «Звуки [п], [б]» Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и грамматического строя речи Тема: «Звуки б, б' и буква б». Задачи: Произношение.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию грамматического строя речи (из опыта работы) Успешное осуществление коррекционно - воспитательной работы в условиях специальной логопедической группы предлагает взаимосвязь в работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «Согласование местоимений мой, моя с существительными»
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 15:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «Согласование местоимений мой, моя с существительными»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кадырова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД