Невежина Лидия Анатольевна
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей подготовительной группе «Защитники нашей Родины»
▼ Скачать +Заказ
Конспект нод по формированию целостной картины мира в старшей группе «Защитники нашей Родины»
Цель: познакомить с видами войск (пехота, военно-морские силы, военно-воздушные силы, пограничники).
Задачи:
1. Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.
2. Развивать связную речь детей.
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей подготовительной группе „Защитники нашей Родины“» размещена в разделах
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитывать у детей чувство гордости и уважение к защитникам Отечества.
Предварительная работа: беседа о Родине, о военных, рассматривание иллюстраций, картин о защитниках Отечества, чтение художественной литературы, загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками, рассматривание предметных картинок о родах войск.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран;
авторский медиапродукт – презентация Power Point, тематические картинки с изображением богатырей и четырёх видов войск; одноразовые стаканчики и трубочки для коктейлей с водой на каждого ребёнка; клей, ножницы, цветная бумага,ватман.
Ход занятия.
Дети, как Вы считаете, какое слово самое главное на свете? (мир, мама, Родина).
- Да, каждое из этих слов по — своему главное: всем людям нужен мир, и детям, и взрослым часто требуется помощь, совет и доброе слово мамы. Не прожить человеку и без Родины. А что такое Родина? (ответы детей)
Все мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
(В. Степанов)
- Есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша огромная, необъятная страна.
- Как называется наша Родина? (Россия).
— Россия (показ на карте)
Государственные символы России —
Герб – это эмблема, созданная в соответствии с требованиями геральдики, которая служит отличительным знаком для семьи, рода, династии, города или целой страны. На гербе российского государства отражается его история и культура.
Современным гербом страны является изменённое изображение, существовавшее ещё в годы правления Александра II. На гербе Российской Федерации орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны, держит скипетр и державу, являющиеся знаками власти, а также единства всего государства. Орёл с двумя главами ещё со времён Римской империи ассоциируется с властью.
Государственный флаг — это опознавательный знак государства, исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.
Флаг России описан как «прямоугольное полотнище из трё х равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
- Малая родина – это место, где мы родились и живём. Значит, мы с вами кто? (Тамбовчане, Россияне).
. Ребята, какой праздник мы будем отмечать через несколько дней? (День защитника Отечества).
Скажите, а что такое Отечество? (Ответы детей). Правильно Отечество-это наша Родина.
Всё может родная земля: напоить родниковой водой, накормить тёплым хлебом, удивить своей красотой, только защитить себя не может. В давние-давние времена, в Древней Руси стояли на страже нашей родины очень сильные люди - богатыри. Кто такие богатыри? (Ответы детей). Это выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.
Былина о русском богатыре Илье Муромце
Киево-Печерская лавра хранит в своих пещерах мощи Ильи Муромца, которого церковь причислила к святым. В старческом возрасте он постригся в монахи. Известно, что в бою его руку пробили копьем и что был он огромного роста. Из преданий, дошедших до наших дней, стало известно, что святой Илья Муромец является богатырем древней Руси.
История началась в селе Карачарова, что под древним Муромом. Родился мальчик, высокий и крепкий. Его нарекли Ильей. Рос он на радость родителям и сельчан. Однако в семью пришла беда – мальчик заболел неведомой болезнью и не смог самостоятельно передвигаться, онемели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не могли помочь ребенку. Прошло много лет. Илья стал красивым юношам, но неподвижным. Ему было тяжело осознавать свое положение: он не мог помогать пожилым родителям. Что бы не одолела его печаль, Илья стал молиться Богу. В праздничный день Преображение, когда отец и мать ушли в церковь, в дом Ильи постучали странники и попросили впустить их. Но Илья ответил, что не может отворить дверь, так как уже много лет неподвижен. Но странник настаивал на своем и повторял как заклинание: «Встань, Илья». Сила слов оказалась велика. Илья встал и отворил дверь. Он понял, что за чудо произошло.
Кто же такой Илья Муромец? Русский народ сложил про него наибольшее количество былин. Он был могуч и справедлив, был старшим среди богатыре.
У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. У нашей великой и мощной армии есть несколько видов войск, с которые мы с вами сегодня познакомимся. Это пограничные войска, военно-воздушные войска, военно-морские войска и пехотные войска. А теперь о каждом виде мы остановимся подробнее.
Основная часть. Знакомство с видами войск.
1. Погранвойска. (Пограничники).
Кто из вас знает, кто такие пограничники? Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу, ловит лазутчиков. В основном для службы используют собак породы немецкая овчарка, так как они легкообучаемы и у них острый нюх и слух.
2. Военно-воздушные войска
Военно – воздушные силы (ВВС) готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя. Десантники это солдаты, которые умеют прыгать с парашютом и высаживаются с воздуха в труднодоступных целях врагов, и уже там выполняют поставленную боевую задачу. На чём летают лётчики? (вертолёты, самолёты, истребители, реактивные самолёты). Сейчас я вам предлагаю собрать картинки с теми видами самолёта на которых летают военные летчики.
3. «Военно-морские войска»
Военно – морской флот (ВМФ). Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки. Капитаны - это командиры корабля, они в ответе за весь корабль и его команду. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде. Так же у ВМФ есть подводные лодки, субмарины, которые тоже защищают границы Родины под водой. Сейчас я вам предлагаю почувствовать себя подводными лодками, которые погружаются под воду.
4. Дыхательное упражнение «Погружаемся под воду». Каждый ребёнок берёт стаканчик с водой и трубочкой, дует в воду через трубочку, и получает пузырьки. Точно так же происходит, когда подводная лодка погружается в воду.
5. «Сухопутные войска».
В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности и даже под водой. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители, врачи.
6. Физкультминутка
Мы лётчики, пилоты мы водим самолёты. (руки в стороны, повороты туловища)
Танкисты и ракетчики, мы славные разведчики. (наклоны вперёд)
Мы моряки, подводники, мы храбрые бойцы. (приседания)
Скоро в Армию пойдём, а пока мы подрастём (ходьба на месте)
7. Загадки. Необходимо назвать технику и профессию военного, который на ней работает.
Мчится крепость вся в броне, тащит пушку на себе (танк – танкист)
Есть такой большущий дом, не стоит на месте он. Не зайти в него никак, ведь бежит он по волнам (корабль, моряк)
Что за птица смелая по небу промчалась? Лишь дорожка белая от неё осталась. (самолёт, лётчик)
Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут опустился (парашют, десантник)
8. Игра «Назови профессию»
Летает на самолёте – лётчик;
Ездит в танке – танкист;
Служит в пехоте – пехотинец;
Прыгает с парашютом – парашютист, десантник;
Служит на военном корабле – моряк;
Охраняет границы Родины – пограничник.
9. Игра «Один-много»
Танкист – танкисты; лётчик – лётчики; моряк - моряки, солдат - солдаты, военный- военные, герой - герои, ракета- ракеты, танк - танки, пехотинец - пехотинцы, десантник - десантники, пограничник - пограничники.
-как вы думаете, зачем людям нужен огонь?.
-но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания Такой огонь горит на могиле Неизвестного солдата. На месте,где начал строиться Тамбов в настоящее время расположен Спасо-Преображенский кафедральный собор.
Рядом- монумент «Огонь вечной славы» (Открывается слайд с изображением памятника). Огонь здесь горит и днём и ночью в память о погибших воинах, поэтому он называется – вечным огнём.
Кому посвящен этот памятник? (воинам, павшим в Великой Отечественной войне). Много таких могил на нашей земле. В этих могилы похоронены солдаты,павшие на полях битвы во время последней большой войны. Она называлась Великой Отечественной Войной. Это была войны с фашистами,которые хотели захватить нашу страну,бомбили наши города,жгли деревни и убивали людей. Не всех погибших могли опознать. Не всех погибших могли опознать. Поэтому на надгробном камне написано: "Имя твое неизвестно".
А что значит вторая часть надписи :"Подвиг твой бессмертен"?.
Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить:похороненные здесь солдаты погибли,защищая Родину,своих родных.
- Есть ли ещё памятники в Тамбове, посвящённые воинам, павшим в Великой Отечественной войне? (ответы детей — Танк «Тамбовский колхозник», памятник нашей землячке Герою Советского Союза Зое Космодемьянской, есть памятники и в парке Победы)
- Как чтят тамбовчане память о воинах, павших в годы Великой Отечественной войны? (ответы детей).
Сегодня мы с вами сделаем импровизированный огонь (обводим свои ладошки на цв. бумаге и вырезаем ножницами). Наклеиваем свои ладошки на ватман.
Чтение стихотворения.
Никто не забыт и ничто не забыто!
Яркая надпись на глыбе гранита
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом сыпучим венки засыпает,
Но словно, огонь у подножья гвоздика
Никто не забыт и ничто не забыто!
Итог занятия
Сегодня мы с вами говорили о защитниках Отечества, скажите, что нового вы узнали, что запомнилось, понравилось? Какие солдаты служат в армии? (Смелые, ловкие, сильные, храбрые, мужественные, отважные, бесстрашные, доблестные, умные). Какие виды войск вы запомнили?