Наталья Айрих
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Денежные истории»
▼ Скачать
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Денежные истории»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Чебурашка»
на тему: «Денежные истории»
Воспитатель: Айрих Наталья Николаевна
Возрастная категория детей-5-6 лет
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе „Денежные истории“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование первичных экономических понятий: монета, банкнота, расход, доход, банк, банкомат, банковская карта.
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас у детей.
Развивающие: Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Оборудование/ раздаточный материал: набор банкнот и монет, банковские карточки, банкомат, картинки, слайды.
Ход занятий Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Говорю я всем "Привет!" (машем руками) Улыбнись скорей в ответ (улыбаемся – показываем руками) Здравствуй правая рука, (вытягиваем правую руку вперед) Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед) Здравствуй друг, (протянуть правую руку соседу справа) Здравствуй друг, (протянуть левую руку соседу слева) Здравствуй весь наш дружный круг. (хлопаем в ладоши) Ребята, сегодня у нас гости, поздороваемся с гостями.
Воспитатель: Ребята, мне кажется ещё не все гости собрались! Слышите, кто –то к нам стучит? Пойду посмотрю.
- Ой ребята, посмотрите кого я вам привела!
- Кто это?
Ответ детей (Буратино)
- Правильно ребята – это Буратино.
Буратино: - Здравствуйте ребята… (говорит грустным голосом)
Воспитатель: - Буратино, почему ты такой грустный?
Буратино: - Мальвина дала мне монеты, а откуда они взялись, для чего они и как ими пользоваться не сказала. Но я слышал, что в этом детском саду есть самые умные, самые добрые и самые отзывчивые дети. Ребята, вы мне поможете узнать историю происхождения денег и как распоряжаться деньгами? Воспитатель: Ребята, а как мы с вами можем помочь Буратино? (ответы детей)
Воспитатель: Ну конечно! Мы попытаемся помочь Буратино, за одно и сами узнаем историю денег и для чего они нужны. Согласны? Хорошо.
А пока отгадайте загадку: В кошелёк мы их кладём. С ними в магазин идём. (Деньги)
Воспитатель: Ребята, что такое деньги?
Дети: Это то, на что мы покупаем товары в магазине.
Воспитатель: Хорошо. Ребята, а какие бывают деньги? Знаете?
Дети: купюры и монеты
Воспитатель: Чем они отличаются?
Монета круглая, а купюра (прямоугольная)-по форме
Монета металлическая, а купюра (бумажная)-по материалу
Монета звенит, а купюра (шуршит)-по звуку
Монеты маленькая, а купюры (большая)-по размеру…
Воспитатель: Ну что Буратино, ты понял, что такое деньги?
Буратино: (растеряно) – не совсем, я всё- таки не пойму, а откуда же взялись деньги?
Воспитатель: -А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое. Вы готовы? Сейчас мы с вами закроем глазки… – Чтобы в прошлом очутиться надо нам на месте покружиться. Мы на месте покружились и в прошлом денег очутились! Вот мы и на месте. Открываем глаза, присаживаемся на стульчики – смотрим внимательно и слушаем. Буратино, ты тоже присаживайся и посмотри вместе с нами (2 слайд) Давным-давно, миллионы лет назад, люди не покупали еду, а добывали сами -мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина собирала ягоды и съедобные вершки и корешки. (3 слайд) Но постепенно люди стали заниматься тем что у них получалось лучше: кто-то охотился, кто-то шил одежду из шкур, кто-то изготавливал глиняную посуду. (4слайд) И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – мясо, а ты мне глиняную посуду. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен). (5 слайд) Первые деньги – домашний скот: крупный рогатый скот – быки, коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он был богаче. - Как вы думаете, такие деньги были удобными? (ответы детей). - Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху.
(6, 7 слайд) Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. (8 слайд) На Руси первые деньги – это шкурки животных.
(9, 10 слайд) Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. Так появились первые монеты. Потом на монеты стали наносить рисунок-чеканить их. Чеканили монеты –мастера чеканщики (слайд 11) Игра «Чеканщики». Работа за столами
Ребята, а хотите стать мастерами-чеканщиками и изготовить свои монетки? Тогда проходите в нашу мастерскую, выбирайте себе место и присаживайтесь за столы. (дети проходят к столу). - Буратино, раздай нам пожалуйста «монетки». А вы достаньте из стаканчика карандаши, с помощью которых каждый из вас нанесет свой рисунок на монетку. Будем ее чеканить. Чеканить монеты это - выбивать изображение, узор на поверхности изготовляемого металлического изделия. Посмотрите внимательно как я буду это делать. А затем попробуйте сами. Приступайте к работе. Карандаш берем в руку правильно, как для письма. Садимся ровно. (Самостоятельная работа детей) Ну что, у всех получилось? Молодцы! Все справились. Буратино: Ребята, а у меня в кошельке не только монетки, здесь вот ещё и бумажные купюры… (растеряно) Мы ничего них ещё не узнали. Воспитатель: Действительно! Тогда я предлагаю продолжить наше путешествие и узнать, что же было дальше (возвращаемся на ковёр) Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно. Монеты заменили бумажными деньгами. (12 слайд). В России бумажные деньги появились при императрице Екатерине 2, назывались они «Катеньки». (13 слайд) А вот такими деньгами пользуются сейчас современные люди (14,15 слайд)
Буратино: - Ну теперь немного стало понятно, как появились деньги. Ребята, а у ваших родителей есть деньги? А где они их берут? (ответы детей)
(16 слайд) Я думал, что их можно закопать в ямку, полить водой, сказать волшебные слова и они появятся!
Воспитатель: Ребята, могут ли расти деньги на деревьях? (ответы детей) Дети - Не растут!
Воспитатель: - А откуда же они тогда появляются?
Дети: - их зарабатывают родители на работе.
Воспитатель: (17 слайд) Правильно ребята, деньги, которые получают родители на работе называются (зарплата). Если сложить вместе зарплату папы и мамы, все деньги вместе, получается семейный бюджет (новая информация). + схема
Ну что же, ребята, мы славно потрудились, узнали много нового и Буратино научили. Буратино, ты не устал от такого количества информации?Ребята, а вы? Предлагаю вам немного размяться и отдохнуть. Хотите? Тогда предлагаю вам пройти вместе со мной на ковёр.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
А монетки не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
Воспитатель: - Отдохнули! Хорошо! –А теперь подойдите пожалуйста к столу. Буратино, покажи нам пожалуйста деньги,которые тебе дала Мальвина. Дети рассматривают, трогают деньги.
Воспитатель: Денег, которые у нас в кошельке, хватит на продукты, а если мы хотим купить машину или дом, нам нужно много денег. -Они поместятся в кошелек? Дети: -Нет.
Есть еще один вид денег - это электронные деньги, они хранятся на пластиковой карте. Можно оплатить картой покупки в магазине или снять деньги в банкомате (ознакомление с банкоматом)
Буратино: - Спасибо ребята! Теперь я всё понял! (радостно хлопает в ладоши). Теперь я всё – всё знаю про деньги и могу купить на них всё что захочу! Правда же ребята! Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, действительно ли за деньги все можно купить?
Дети: -Нееет!
Воспитатель:- А как мы можем объяснить это Буратино? Я предлагаю вам поиграть в одну поучительную игру. Пройдёмте за следующий стол, где я для вас приготовила карточки с картинками. Присаживайтесь. Сейчас я расскажу вам правила игры. На картинках изображения чего- либо, то что можно купить за деньги и то- чего нельзя. Если это можно купить – вы на эту картинку кладёте монетку, если нельзя- то не кладёте.
Например:
-книга – кладёте монету и т. д.
-конфеты
-семья
-здоровье
-дружба
Буратино: - Спасибо! Я всё понял.
- То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Рефлексия: Воспитатель: Буратино, так ты всё понял? Для чего же нужны деньги и откуда они берутся?
Воспитатель: Ребят, повторим все вместе, что же нового мы сегодня узнали про деньги.
-какие деньги были раньше? -откуда берутся деньги? -на что мы тратим деньги?
Дети: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, одежду.
Воспитатель: Да, правильно! А ещё когда зимой на улице холодно, а дома тепло, родители платят за газ что бы было тепло, за свет что бы было светло, за интернет, за детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством. Видите, как много расходов, а зарплата (доход) одна. Нельзя тратить все деньги сразу, надо оставить чуть-чуть до следующей зарплаты.
Буратино: -Молодцы, вы очень подробно рассказали историю денег, я очень рад, что пришёл именно к вам! Теперь из ваших рассказов я составлю свою собственную денежную историю.
Воспитатель: А сейчас нам пора вернуться домой! Закройте глазки – Чтобы в группу нам вернуться вокруг себя нам надо повернуться. Вокруг себя повернись – 1,2,3 в детском саду окажись!
Вот мы и вернулись. Прощаемся с нашими замечательными гостями. До свидания!