Анна Баранова
Конспект НОД по ФЦКМ «В мире насекомых» с детьми средней группы
Конспект НОД по ФЦКМ на тему «В мире насекомых» с детьми средней группы
Цель: сформировать и расширить представления детей о насекомых.
Материалы: иллюстрации насекомых.
Ход НОД
Воспитатель: - Ребята, я хочу вам рассказать очень интересную историю. Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные: кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „В мире насекомых“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель загадывает загадки (см. презентацию) :
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья. (коровка). слайд 2
Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её(пчела). слайд 3
Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (паук) слайд 4
Вот букашка – работяга.
Целый день трудиться рада.
нОшу на спине своей
Быстро тащит… (муравей). слайд 5
Что за гость с голодным брюхом
Всё звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас… (комар). слайд 6
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая… (муха). слайд 7
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (стрекоза) слайд 8
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (кузнечик) слайд 9
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук) слайд 10
Воспитатель: - Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать муху, комара, пчелу? (насекомые)
Дидактическая игра «Какие насекомые спрятались на картинке?» (см. презентацию) слайд 11
Воспитатель: - А по каким признакам мы можем определить, что перед нами насекомое? Давайте рассмотрим их строение. У насекомых есть голова, усики, грудь, брюшко, три пары ног (всего 6 ног). У летающих насекомых имеются так же крылья. (слайд 12)
Воспитатель: - Ребята, а как передвигаются насекомые? (они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать)
Воспитатель: - А чем питаются насекомые? (ответы детей) слайд 13
Воспитатель: - Большинство из насекомых с удовольствием поедает зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых. А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Ребята, как вы думаете, какие это насекомые? (ответы детей)
Воспитатель: - К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки, мухи.
Физкультминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой)
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: - А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых. Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей).
Воспитатель: - Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. Ребята, а как называются домики у муравьев? (муравейник) слайд 14, 15
Воспитатель: - Правильно. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная царица. Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит? (комар)
Воспитатель: - Как вы думаете, есть ли у комара уши? (ответы детей)
Воспитатель: - Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку. слайд 16
Воспитатель: - Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого. Помните такую присказку? А какого цвета это насекомое? (ответы детей)
Воспитатель: - Да, правильно, красного цвета с чёрными пятнышками. Но ещё божья коровка бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их. слайд 17
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (см. презентацию) слайды 18 – 21
Воспитатель: - Как вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы. слайды 22, 23
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Рефлексия
- Ребята, так о ком мы сегодня вели разговор?
- Каких насекомых вы запомнили?
- Что нового вы узнали?
- Было ли вам интересно?
- Что запомнилось больше всего?