Галина Погорелова
Конспект НОД по ФЦКМ «Путешествие в прошлое» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности в средней группе
на тему : Путешествие в прошлое.
Группа : средняя
Задачи:
- Расширять знания о развитии цивилизации человека.
-Развивать интерес к эволюции человека от древнего мира до сегодняшних дней.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Путешествие в прошлое“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- Продолжать формировать понятие, о том, что человек создает предметы для своей жизни, (разнообразие видов труда, добывание огня и приготовление пищи).
-вызвать желание узнать больше о человеке, который постоянно стремится улучшить свои условия жизни.
Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Словарная работа: прошлое,настоящее, мамонтёнок, копьё, топор, древние люди.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Жизнь наших предков»,» «Путешествие в прошлое»
- игры -путешествия (жилище, одежда, орудие труда,
- рассматривание иллюстраций «История древнего человека».
игровая деятельность - дидактические игры («Раньше и теперь», «Труд» ,«Кто где живет»).
- настольная игра «Собери картинку из прошлого».
Материал к занятию
- Объёмные макеты из картона - мамонта и мамонтенка,пещера, камни, топор, копье, костёр, большой камень для рисования. Палочка для поджигания костра, мох, шкура животного и образец первой одежды человека, восковые мелки.
Сопровождение: крик мамонта, песенка мамонтёнка, звуки первобытного мира, презентация слайдов.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.
Ой я что-то слышу (плач мамонтёнка)
(Находит в сторонке грустного на льдине Мамонтёнка поет песенку (песенка мамонтёнка)) он почему-то очень грустный, давайте узнаем почему?
Воспитатель: здравствуй Мамонтёнок. Что ты такой грустный?
Мамонтё нок: я потерялся и хочу домой к маме.
Воспитатель: а где живёт твоя мама?
Мамонтё нок: моя мама живёт очень далеко в эпохе первобытных людей.
Воспитатель:
Что- же делать? (ответы детей)
Я предлагаю сейчас совершить путешествие во времени.
Вы знаете, что это такое? (ответы детей)
Это путешествие, в котором можно вернуться назад в прошлый мир. Но без волшебства нам не обойтись.
А чтобы совершить путешествие, нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова «Раз, два, три- в эпоху первобытных людей попади».(открывается ширма и мир первобытности открывается пещера камни древние орудия охоты, на экране картинка первобытных людей в период обезьян (слайд 1).
Посмотрите куда это мы попали, как необычно на этом мире. Как вы думаете, в каком времени мы оказались? (На экране картинка первобытной эпохи когда появился человек).
Дети: Мир первобытных людей.
Воспитатель: Это было когда еще на зеленой и цветущей планете (слайд -2, где уже жили разные животные в том числе и мамонты,а также жили птицы и в это время первый человек. Первобытный человек был совсем не похож на нас, он был быстрый, ловкий и очень сообразительный.
На кого похожи древние люди? (на крупную обезьяну). Никто не знает, откуда он появился, может от какого-либо другого животного или с космоса прилетел. Первобытные люди питались ягодами, мясом животных и птиц. Но добывать пищу, им было трудно и часто они оставались голодным так как добыча убегала или улетала от них.
Воспитатель : ой посмотрите, нас ведёт каменная тропинка (подходят к камню, где лежат орудия охоты и орудия труда). Первый человек быстро развивался и постоянно думал как улучшить свою жизнь на земле, так как ему было сложно добывать себе пищу и первое что придумал человек это орудие охоты и труда (показывает топорик,копьё для охоты, теперь первый человек мог использовать не только собственные зубы или руки для охоты на животных добывать себе пищу но и простые каменные орудия труда и быта (слайд пример современное орудие труда и орудие прошлого века).
Ребята посмотрите, как выглядело орудие труда и охоты раньше и как выглядит сейчас оно (слайд орудия).
В наше время копье встречается только в музеях.
Что можно сделать при помощи топора?
Дети: Охотиться, нарубить дров и построить шалаш.
Воспитатель: ребята давайте мы сейчас нарубим дровишек
Физминутка :
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь
ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь
ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
За дровами мы идем
И топор с собой несём (ходьба).
Вместе рубим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить.
(делают движения, повторяющие движения дровосеков)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. («колют дрова»)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (садятся на корточки)
Воспитатель : молодцы ребята.
Продолжим путешествие (идут дальше по дорожке к пещере).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда бы древние люди могли укрыться от дождя?
Где жили древние люди? (Ответы детей). (Подходят к пещере, включается слайд-жильё первых людей) .
Пещеры это пустоты в горах, которые использовались для жилья (осматривают пещеру).
Если поблизости были леса, то люди строили себе жилища из веток и листьев, кроме этого древние люди использовали для строительства жилья шкуры животных (слайд). В них можно было спрятаться от дождя и холода. Места, где всегда холодно, первые люди утепляли своё жильё шкурами животных.
В жарких краях люди сооружали шалаши из веток, хижины из глины и соломы.
Воспитатель:
А для чего одежда человеку? Давайте пройдем дальше к следующему камню (подходят к камню со шкурами. Раньше человек совсем не носил одежду. Но ночью и особенно зимой ему было холодно (слайд одежды первых людей). И тогда человек стал думать : «Если бы у меня была такая же теплая шкура, как у животных, мне не было бы холодно». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из нее одежду. Посмотрите, какая одежда была у первых людей.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем первому человеку шкура?
Шло время, люди становились умнее. Одежду из шкур животных было носить неудобно.
Первое что,мозг был когда человек только появился. Плохо держится, тяжелая, летом жарко (Слайд). Одежда из листьев засыхала и рвалась. Это была не надежная защита. Стали люди задумываться,как сделать более удобную одежду. А так как они были наблюдательны, то заметили: растет в поле такая трава – лен (Слайд). Если помять ее стебли, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи полотно. Такой тканью люди обматывали себя. Ткань была прочнее листьев, но такая одежда была неудобной. Со временем человек постоянно усовершенствовал себе одежду, и она получилась такая как у нас современных людей (Слайд).
Воспитатель: Как вы думаете,есть отличие у первобытной одежды и современной одежды?
Дети :ответы
Воспитатель: Посмотрите, лежит еще камень, а на нем огонь горит (рядом мох и палочка).
Воспитатель: Ребята как в думаете, для чего нужен огонь первым людям?
Дети: они разжигали костры для приготовления пищи, грелись возле костра? Воспитатель: правильно ребята первобытные люди разжигали костры чтобы согреться, варить пище, осветить и обогреть жилище.
Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере.
Да вот беда огонь он мог погаснуть, а молния ещё может не скоро сверкать и первые люди стали думать, как разжечь огонь и придумали. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь (слайд)
Дети пробуют разжечь огонь (мох и палочка).
Слайд спички зажигалки, и мох и палочка
Воспитатель: Ребята как современные люди добывают огонь?
Можно ли детям брать спички и зажигалки?
А почему?
Ответы детей
Воспитатель:
Подходят к большому камню с рисунками.
Воспитатель: Когда древние люди были сыты и в безопасности, они себя развлекали творчеством, любили рисовать. Конечно рисовать. Не на бумаге, а на камнях и стенах пещеры. И карандашом им служили угольки. Конечно, рисунки их были похожи на рисунки детей, они сохранились до наших дней. Они называются наскальной живописью (слайд).
Давайте и мы, как древние первобытные люди, попробуем нарисовать на стенах пещеры. (Дети рисуют восковыми мелками на макете камня).
Воспитатель: У нас получились замечательные рисунки. Молодцы ребята.
Воспитатель : ребята мы прошли большой путь в первобытном веке, так и не встретили маму мамонтенка, давайте послушаем вдруг она где-то рядом (звуки мамонта).
Ой, слышите ведь это мама мамонтёнка, она ищет своего малыша, а вот и сама мама (подходят к взрослому макету мамонта)
Здравствуй мама, мы привели тебе мамонтёнка, он так тебя искал.
Мамонт: (говорит воспитатель) спасибо ребята привели мне моего малыша. Нам пора уходить до свидания.
Воспитатель: ребята нам пора возвращаться назад в настоящее.
Давайте скажем волшебные слова «раз -два-три назад в настоящее попади» (свет зажигается).
Воспитатель:
Ребята вот мы попали в настоящее. Вам понравилось путешествие?
А давайте вспомним, что мы видели в прошлом мире?
Как изменилась жизнь в настоящем?
Во что одевались древние люди? – (в шкуры, делали одежду из растений)
Что ели? – (охотились,собирали ягоды)
На кого охотились? – (На мамонтов.)
Где жили? – (В пещерах, в шалашах)
Откуда брали огонь? – (От грозы)
Понравилось вам быть первобытными людьми? – (Да.)
Вот мы и вернулись в наш мир, в нашу группу.
Большое спасибо за доброе сердце,ведь мы сделали очень важное дело, вернули мамонтёнка к своей маме и узнали много нового о прошлом мире о наших предках.