Ирина Хованская
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы «Путешествие за сокровищами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
Задачи:
Углубить понимание общечеловеческих ценностей, как доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, жертвенность, любовь к ближним и забота о них.
Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Развивать эмоциональную отзывчивость: умение понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, поза, интонации голоса).
Воспитывать в детях направленность и открытость к добру, позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе.
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы „Путешествие за сокровищами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа:
1. Этические беседы;
2. Эмоционально-экспрессивные игры;
3. Чтение художественной литературы;
В. Катаев «Цветик-семицветик», «Ак-чечек – Белый цветок», «Сердце Данко», «Почему» В. Осеевой, Н. В. Алешиной «Рассказ о Василии Блаженном» и др.
4. Инсценирование художественных произведений на нравственные темы;
5. Знакомство с пословицами о добре, дружбе;
6. Рассматривание тематических картинок о семье.
Последовательность образовательной деятельности:
Воспитатель приглашает детей к себе.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы.
Я пригласила вас сюда потому, что хочу предложить вам отправиться за кладом, за сокровищем. В пути нам встретятся и горы, и реки, ущелье, поляны, пещеры. В пути за сокровищем мы будем ориентироваться по карте.
Воспитатель разворачивает карту, дети рассматривают ее.
- Первая остановка – эта поляна настроений. Итак, мы на поляне настроений. Посмотрите, пожалуйста, на портреты жителей той поляны и скажите, люди с какими настроениями и чувствами живут на этой поляне.
Ответы детей.
- А как можно узнать, какое у человека настроение?
Дети: Настроение человека можно определить по его походке, выражению лица, голосу.
- Давайте на этой поляне поиграем в игру «Маленький народ». (Сначала нужно договориться, кто какое чувство будет изображать).
Воспитатель стоит посередине, руки в стороны. Она изображает ворота и читает:
Тра-та-та, тра-та-та
Растворились ворота,
А оттуда из ворот
Вышел маленький народ.
Один дядя – вот такой.
Другой дядя – вот такой,
Третий дядя – вот такой.
А четвертый – вот такой.
Одна тетя – вот такая,
А вторая – вот такая,
Третья тетя – вот такая,
А четвертая – вот такая.
Дети по очереди выходят и изображают небольшие этюды, отображающие те или иные эмоциональные состояния (грусть, радость).
После игры воспитатель спрашивает:
- Какое настроение вам нравится изображать?
Ответы детей.
- Прощаясь с этой поляной, я желаю, чтобы у вас всегда было радостное, веселое, бодрое настроение. А если с вами рядом окажется грустный, унылый человек, я думаю, что вы знаете, как приподнять ему настроение.
- Следующая точка на карте – гора Доброты. Воспитатель отмечает, что какая красивая эта гора, как много здесь цветов, зелени.
- А вот когда-то давным-давно эта гора была грустной, пустынной, одинокой. Хотите я вам прочитаю сказку-историю про нее? Тогда сядьте поудобнее и слушайте.
Воспитатель читает отрывок из сказки Элис МакЛеррон «Гора, полюбившая птицу».
Вопросы после чтения:
- О чем эта сказка?
- Какие чувства проявила птичка к горе? (сочувствие, сострадание)
- Какие чувства вы испытали в начале сказки и в конце?
-Благодаря чему вылечилась гора и стала такой цветущей и прекрасной. После ответов детей воспитатель подводит итог.
- А сейчас встаньте, пожалуйста, и вдохните глубоко чистый, свежий, горный воздух и почувствуйте, как ваше сердце наполняется теплом, добротой, солнечным светом.
Воспитатель берет карту и говорит:
- Гора Доброты указывает нам путь к пещере мудрости. Она названа так потому, что человек, проходящий через эту пещеру, становится умнее и мудрее.
На другом конце туннеля дети получают два конверта. Разделиться нужно на 2 команды, каждая команда получает по одному конверту, где лежат карточки со словами из пословицы. Задание: нужно правильно расставить слова и прочитать пословицу.
1. Не хвались серебром, а хвались добром.
2. Жизнь дана на добрые дела.
- А еще какие пословицы о добре и дружбе знаете?
1. Без друга в жизни туго.
2. Если хочешь себе добра, никому не делай зла.
3. Живи для людей, поживут и люди для тебя.
4. Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
- Молодцы, дети. Знаете много пословиц. Я очень надеюсь, что в жизни будете поступать так, как учат нас эти пословицы.
- От пещеры мудрости дорога лежит к долине загадок.
- Какую же загадку загадывает нам эта долина?
Воспитатель берет листок и читает: «Этот человек жил во времена царя Ивана Грозного. Он был ясновидящим и исцелителем. Был очень добрым, справедливым человеком, всем старался помочь и поддерживал нуждающихся. Когда он умер, сам царь и князья несли его тело до святого храма».
- Кто этот человек? (Василий Блаженный)
- Можно ли сказать, что люди помнят о Василии Блаженном и за что чтут его память?
Ответы детей.
- Да, в Москве построен собор в честь его имени, собор Василия Блаженного, а спуск к Москве-реке от Красной площади назвали Васильевским спуском. Василий Блаженный жил и умер много веков тому назад. Но его добрые дела, служение людям делают его имя бессмертным.
- Следующая конечная остановка – это остров сокровищ. Но туда дорога лежит через ущелье пожертвований.
- Как вы понимаете слова «жертва», «жертвовать», «пожертвование»?
Ответы детей.
- Давайте вспомним примеры жертвенности в сказках («Цветик-семицветик», «Ак-чечек – Белый цветок», «Сердце Данко», «Аленький цветочек»).
- Я теперь хочу объяснить, почему ущелье названо ущельем пожертвований. Мы должны оставить двоих детей охранять эту веревочную дорогу через ущелье, к сожалению, они не дойдут с нами до конца, но, благодаря им, мы сможем добраться до сокровищ. Это обязательное условие ущелья, иначе переход для нас закрыт.
- А сейчас я задам очень непростой вопрос: «Кто готов принести себя в жертву ради того, чтобы остальные дети могли дойти до клада?»
После того, как дети сделают свой выбор, остальные переходят по веревочной лестнице на остров сокровищ.
Тут воспитатель останавливает детей и просит прислушаться к звукам. (Включается магнитофонная запись с шумом воды).
- Я слышу, как ущелье шепчет, что оно восхищено поступками и решением детей и разрешает им оставить свой пост и присоединиться к остальным детям.
- Ура! Всей командой мы на острове сокровищ. А вот и сундук с кладом. Интересно, что же там может лежать?
Предположения и ответы детей.
- Но здесь, кажется, лежит записка – подсказка.
Воспитатель читает:
«Она дороже всех сокровищ, всех богатств»
Счастлив тот человек, у кого она есть.
В ней живут самые близкие, родные люди.
Твои родители, ты, брат или сестра – это и есть она».
- Что же это?
Дети: семья.
Воспитатель открывает сундук и достает фотографии с членами семьи каждого ребенка.
- Правильно. Ваша семья – это самое дорогое, что есть у вас на свете.
- Можете ли вы прожить без драгоценностей?
Ответы детей.
- А можете ли вы прожить без своей семьи, обойтись без мамы и папы?
Ответы детей.
- Семьи бывают маленькие и большие. А счастливыми они становятся, если знают секреты семейного счастья.
- Какую семью можно назвать счастливой?
- Правильно, ту в которой счастлив каждый человек, в которой все заботятся друг о друге и помогают. И остаются неразлучными и в радости, и в горе. И как тут не вспомнить песню «Неразлучные друзья».
Дети поют песню.
- Настала пора возвращаться домой.
- Ребята, что в сегодняшнем путешествии вам больше всего понравилось?
Ответы детей.