Наталья Грудцына
«Чудо-орнамент — городецкая роспись». Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Чудо - орнамент - Городецкая роспись»
Выполнила: Грудцына Н. С.
Цели: Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.
Темочки:
- Городецкая роспись, узоры
- Городецкая роспись. Конспекты
- Городецкая роспись. Рисование
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Рисование
- Орнамент и узоры. Рисование
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для детей
• модели предметов бытового окружения человека для раскрашивания: «Кухонная доска», «Поднос», «Ковш».
• гуашь
• кисти
• баночка для воды
• лист бумаги
• салфетка
• простой карандаш
• ластик
Оборудование: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции,
плакаты «Городецкая роспись»
План НОД
Организационный момент. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи. Объяснение последовательности росписи. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход занятия
Выставка на доске моделей предметов бытового окружения человека, разукрашенных Городецкой росписью.
Организационный этап.
Воспитатель: - Дети, у нас сегодня в гостях воспитатели нашего детского сада. Давайте их поприветствуем. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот у нас какое хорошее настроение!
ребята! У меня в руках волшебный сундучок, который я принесла из нашего музея, Сундучок не простой, он хранит много историй, предметов древней старины.
Давайте его откроем и посмотрим, что там….
(Достаю ленту с орнаментом)
Как вы думаете, что это?
- лента, поясок.
Правильно, а посмотрите какой на ней узор, на что он похож
- рисунок
Да ребята, рисунок и называется он орнамент
Сегодня мы познакомимся с элементами орнамента. А для этого мы отправимся в «Город Мастеров». А где находится этот город, и какие мастера в нем живут.
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 11 веке князем Юрием Долгоруким. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Жители Городца и окрестных селений, славились как умельцы росписи.
Сюжетом для росписи мастерам служила сама жизнь.
Очень любили изображать на изделиях сцены гуляний, свиданий, чаепития и украшали все это растительным орнаментом – купавками фантастической окраски и пышными розанами.
А еще широко распространялся такой вид рисунка как орнамент
-Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Из каких элементов могут состоять орнаменты?
Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные.
По характеру композиции можно выделять такие типы орнамента: ленточный, орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной форме, сетчатый (обычный для ткани).
Итак, орнамент могут составлять узоры, геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, круг, а также фигуры на основе растений и животных.
Среди них наиболее распространённым является растительный орнамент. Можно рисовать узоры растительного орнамента внутри полосы, квадрата, прямоугольника или круга. При правильной компоновке их элементов можно получить прекрасные орнаменты.
(Демонстрация растительных орнаментов внутри круга, полосы, квадрата.)
А вы бы хотели украсить изделие своим орнаментом?
-Да
Сегодня мы с вами украсим ткань основными элементами орнамента так, как это делают народные мастера, а для этого мы переходим в нашу мастерскую
Объяснение нового материала.
Практическая работа. Рисование узора.
- Ребята у вас на столах есть краски. Какие вы видите цвета? (красный, синий, белый, зеленый).
- Как вы думаете каких цветов вам не хватает для рисования узоров? (розового и голубого).
- Как нам получить эти цвета? (ответы детей).
- Правильно, нам надо взять немного красной краски и добавить в белую. Какой цвет получиться? (розовый).
- А как нам получить голубой цвет? (ответы детей).
- Правильно. Немного синего добавить в белую.
- Сейчас вы можете приступать к смешиванию красок. Как только вы их смешаете, мы начнем рисовать узор.
Сели ровно, спину выпрямили вспомним правила работы с гуашью и как работаем с кистью,водой, тряпочкой
Воспитатель: Так как вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
Воспитатель: Вначале работы надо продумать композицию - расположение элементов на изделии
- Мы сегодня научимся рисовать вот такие узоры, которые вы видите на образцах. Посмотрите внимательно на образец. Сейчас я вам расскажу, из каких элементов состоит узор.
Например, здесь узор розового цвета расположен в прямую линию, рисовать его нужно с центрального бутона.
- Для этого нам понадобиться гуашь. Бутон начинаем рисовать с середины листа. Круговыми движениями кисти наносим розовое цветовое пятно. Теперь нужно нарисовать еще два бутона по сторонам. Надо немного отступить от центрального бутона. Рисуем аналогично первому с одной и другой стороны. называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки
Физкультминутка.
Раз - нагнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
- Пока бутоны подсохнут, мы в это время нарисуем зеленые листочки. Сначала набираем зеленую краску на кончик кисти и аккуратно рисуем контур листика, а потом закрашиваем.
- Пока мы рисовали листики, наши бутончики подсохли.
- Какие еще элементы нам нужно нарисовать? (глазок и дугу).
- Какой нам нужно взять цвет? (красный) Правильно. Набирай на кончик краску.
- Куда смотрит глазок центрального бутона? (вверх). Правильно. Обрати внимание глазок заходит половина на бутончик, половина вверх.
- А два боковых глазочка куда смотрят? (в стороны).
- Ребята все видели, как нужно рисовать? Берем красную краску, рисуем небольшой кружочек, а называется он глазок.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской
Заключительный этап.
Итог занятия.
Воспитатель: С каким рисунком мы сегодня познакомились?
(С росписью орнаментом.)
Какой элемент орнамента мы использовали в наших работах? (Розан, купавка).
На каких изделиях выполняется роспись?
( Она выполняется на деревянных изделиях: ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде, ткани).
- Что вам понравилось в выполнение работы?
Нескольким детям поочередно предлагается выбрать понравившиеся работы и обосновать свой выбор.
С какими трудностями вы столкнулись?
- Ребята вы молодцы. У вас получились очень красивые расписные орнаменты. Столько радости для глаз.
Подрастают мастера
Может быть и среди вас.
Я думаю, что в дальнейшем вы будете совершенствоваться в росписи орнаментов. Давайте покажем ваши работы нашим гостям.