Елена Чуносова
Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись романовской барыни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-обогатить представления детей о народном декоративном искусстве -романовской игрушке;
-формировать умение рисовать элементы романовской росписи;
-закрепить знание цветового колорита.
Программные задачи:
Образовательная задача: продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать в определенные цвета элементы костюма романовской барыни, украшать элементами декоративной росписи (полосами, точками, бороздами) одежду кукол-барышень. Учить уверенно (без отрыва) проводить ровные борозды на переднике и воротнике, делать точки на кокошнике.
Публикация «Конспект НОД по декоративному рисованию „Роспись романовской барыни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Романовские игрушки
- Темочки
Развивающая задача: Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Вызывать интерес к народной игрушке.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству родного края.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций с изображением романовских игрушек, знакомство с романовским ремеслом, его происхождением;
-прорисовывание элементов романовской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности.
Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом кукол барышень, гуашь, кисти беличьи № 3, ватные палочки, салфетки, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов романовской росписи, картинки с изображением игрушек- романушек.
Ход занятия.
-Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем на выставку. Эта выставка небольшая, она расположена прямо в нашем детском саду, там вы увидите очень интересные вещи.
Воспитатель приглашает детей отправиться на выставку. (На выставке 3 этажа ДОУ романовские игрушки, картинки, книги, рисунки).
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли игрушки. Вы угадали их?
-Да, это романовские игрушки, их сделали Липецкие мастера.
-Почему вы так думаете? Как вы это определили? (Потому что они сделаны из глины и расписаны романовским узором; их делают в селе Романово недалеко от города Липецка)
- Сейчас я вам немого расскажу о селе Романово, где мастера создают такие замечательные игрушки.
Дети рассаживаются на стульчики, для просмотра презентации.
(Включить слайды)
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Жители этого села лепили из глины изделия, а затем обжигали глину в печи, и отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. (Рассматривание картинок). Одни делали из глины посуду, другие игрушки-свистульки в форме птиц и животных. Романовская игрушка небольшая и умещается на ладони ребенка. Их традиционные краски — красно-желто-зеленая, но может присутствовать и серебряный цвет. Элементы росписи просты – полоски и точки. Все сочетания красок мастер придумывает сам. Ведь мастер – это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.
-У меня есть одна знакомая барышня (показ романовской Барыни, она очень красивая, но к,сожалению, сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). Она пригласила в гости подруг, но они не могут к ней прийти, потому что у них нет нарядной одежды. Хотите им помочь (Да)
- Но перед тем как мы пойдём в нашу мастерскую, нам нужно превратиться в мастеров.
Воспитатель приглашает детей встать и образовать круг.
Привезли мы глину с дальнего бугра (Взялись за руки, идут по кругу)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (Вытягивают руки вперёд, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (Лепят ладошками)
А потом распишем. (Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь», («Лепят» ладошками)
Печка жаром пышет. (Кулачки сжимают и разжимают)
А в печи – не калачи, (Машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки! (Вытягивают руки вперёд)
Дети проходят в мастерскую, одевают фартуки и садятся за столы.
- Какие виды романовских игрушек вы знаете? (Барыня, козел, конь, индюк, петух.)
- А какие узоры на романовских игрушках? (Бороздки, точки, полоски и т. д.)
-Что можно сказать про цвета? Какие они? (Яркие, веселые, нарядные, праздничные: красный, желтый, зеленый, серебристый)
- Давайте представим, что у нас в руках кисточки, и в воздухе прорисуем эти элементы: точки, бороздки, полоски рисуем сверху - вниз.
-Ребята, романовская игрушка довольно проста. Она имеет округлую форму, нарядные украшения в виде налепов, насечек. Обычно она бывает раскрашена в два-три цвета. Это игрушка цвета солнца, легкая и лаконичная.
- Посмотрите на этих барынь : чем они друг на друга похожи (У всех широкие платья, юбки, фартук красиво разукрашены).Посмотрите на наш образец. Мы будем использовать три цвета: юбку и кофту раскрасим красным цветом, фартук желтым, а кокошник зеленым. Не забудьте нанести узор на кокошник, воротник и фартук.
Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты. Включить тихую русскую народную музыку.
-А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой, за техникой исполнения работ.
В конце занятия подводится итог: анализ работ. Подходим с детьми и любуемся, какие красивые получились у них работы, какие замечательные они мастера. Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли Барыне- гостье. Она стала весёлая и радостная.
- Ребята, вы так порадовали Барыню, и она хочет в ответ отблагодарить вас. Воспитатель угощает детей сладостями.
- А сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение от нашего посещения мастерской. У меня есть цветные магниты: красный обозначает - очень понравилось; синий –не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.
- Я рада, что у вас хорошее настроение и мастерская вам понравилась, но нам пора возвращаться в группу.