Лилия Сергина
Конспект НОД «Пищевые цепочки в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Задачи:
- формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
- стимулировать познавательный интерес детей.
Оборудование: книга с загадками, карточки с изображением животных, клубок ниток, макет озера, зеленый лист бумаги, карандаши.
Ход работы:
Привлечь детей к совместному рассматриванию книги с загадками. Зачитать одну из них.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Публикация «Конспект НОД „Пищевые цепочки в лесу“» размещена в разделах
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём! (лес). Ответы детей.
Вопросы 1. Почему открытый зеленый дом, крыша резная? 2. Спросить детей о каких чудесах идет речь?
Рассказать о взаимосвязях в природе. Как их называют? (пищевые цепочки)
Основание пищевых цепочек, их первое звено — это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. Второе звено в цепочках — все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки и такие большие звери, как олени и кабаны.
Третье звено — охотники, самые разные. Тут и мелочь вроде жуков — истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь — они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множество мелких птиц — они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывают. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.
А еще выше — четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные птицы и звери, которые могут охотиться и на охотников: ястребы, совы, волки, рыси. Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
Физкультминутка:
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
На карточках показать примеры пищевых цепочек (растения - гусеница - синица ; злаковые травы - мышь - сова ; трава - кузнечик - ласточка ; тля - божья коровка - куропатка; муха – лягушка – цапля. Работа детей – самостоятельно выкладывают пищевые цепочки.
Игра “Паутинка”.
Дети становятся в круг, ведущий держит клубок ниток, и начинает: “Я –водоросль и т. д. (водоросли – малек – окунь, щука, сом – цапля, чайка - лиса) Клубок продолжает свой путь до тех пор, пока все не будут связаны, некоторые по несколько раз. Что у нас получилось? (ответы). Паутинка. Подергать ниточки (все связаны между собой крепко, как паутинка).
– А теперь представьте – пришел лесоруб и срубил березу. Что произойдет? А если будет вырублен весь лес? Когда дерево падает, оно тащит за собой все веревочки, которыми оно связано с другими, и всех, кто чувствует, как дерево потянуло веревочку за собой, тем или иным образом затрагивает смерть дерева.
Продуктивная деятельность: складывание оригами – лягушки. Поместить сделанных лягушек в водоем. Подвести итог.