Мария Пинягина
Конспект НОД «Откуда берутся болезни?»
▼ Скачать
Конспект НОД «Откуда берутся болезни?»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Пинягина М. А.
Ленинградская область
Актуальность: Дети, как правило, не задумываются о причинах, которые вызывают болезни, не осознают, что существуют правила, благодаря которым можно избежать заболевания или болеть реже.
Основная цель: вызвать у детей желание заботится о своем здоровье.
Публикация «Конспект НОД „Откуда берутся болезни?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Атрибуты и материалы: письмо от Красной Шапочки, картинки с изображением болеющего ребенка и здорового, иллюстрации с изображением фруктов, овощей и других полезных и «вредных» продуктов, карточки – ситуации, заготовки для создания плакатов «Полезно для здоровья» и «Вредно для здоровья», клей, ножницы, слайд – презентация, картинки с правилами.
Ход НОД
Звучит спокойная музыка, дети присаживаются на стулья, стоящие полукругом, или на ковер.
Формулирование проблемы
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришло письмо, интересно от кого оно? (рассматривает конверт, достает письмо и читает)
«Здравствуйте, дорогие дети группы «Ромашка»! Вчера я понесла пирожки своей любимой бабушке и увидела, что она заболела. Я очень её люблю и хочу ей помочь, но не знаю, как. И откуда только берутся эти болезни! Может быть, вы знаете и подскажите мне, что нужно делать, чтобы быть здоровой?»
Воспитатель: Вы догадались, от кого пришло письмо? (ответы детей) Ребята, поможем Красной шапочке быть здоровой?
Планирование деятельности в проекте
Воспитатель: Дети, как мы сможем помочь Красной Шапочке? (ответы детей)
Воспитатель (обобщает) : Конечно, нужно сначала выяснить, что полезно для здоровья, а что вредно; что помогает нам быть здоровыми, а что вредит нашему здоровью. Выяснив все это, мы сможем написать письмо Красной Шапочке, а может даже оформим в виде плаката с картинками и отправим ей. Согласны? (ответы детей)
Поисково-исследовательская деятельность
Воспитатель: Дети, скажите, кто из вас болеет часто? А теперь поднимите руку те, кто болеет редко? Кто не болеет совсем? (ответы детей)
Воспитатель: Вам нравится болеть? Ваши родители радуются, когда вы болеете? (ответы детей). Вот и Красной Шапочке не нравится, что у нее болеет бабушка.
Воспитатель: Расскажите, а что вы чувствуете, когда болеете? (высказывания детей)
Дидактическая игра «Здоровый-больной»
Демонстрирует две картинки: человек гуляет, и человек болеет
Воспитатель: Посмотрите на эти две картинки. Вы можете определить, где изображен болеющий человек, а где – здоровый? (ответы детей) Почему вы так думаете? (рассуждения детей)
Воспитатель: Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о них? Расскажите, что вы о них знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение, которое приготовил для нас Артем, оно называется «Микроб»
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
Воспитатель: Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Когда они находятся
вне организма человека, они никому не причиняют вреда, но стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас. А внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война. Если побеждают полезные бактерии, то мы выздоравливаем быстро, а если побеждают вредные микробы, то мы начинаем болеть, у нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость. И тут уже мы должны помочь своему организму выздороветь – принять необходимые лекарства.
Воспитатель: Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько раз их нужно пить? (ответы детей)
Дидактическая игра «Правильные ситуации»
На ковре или на столах разложены карточки-ситуации - ребенок держит пальцы во рту, ребенок грызет ногти, у ребенка грязные руки, ребенок и кошка, ребенок и собака; ребенок моет руки, проветривание комнаты, ребенок делает зарядку, стирка грязной одежды и т. п.
Воспитатель: Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти карточки-ситуации. Найдите карточки, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.
Дети рассматривают карточки, выбирают соответствующие заданию
Воспитатель: А теперь найдите карточки с правильными ситуациями, которые помогают нам быть здоровыми.
Дети рассматривают карточки, выбирают соответствующие заданию
Воспитатель: Давайте вспомним главные правила здоровья (мыть руки перед едой; мыть руки с мылом после улицы; мыть руки по мере загрязнения; мыть руки после посещения туалета; не грызть ногти; проветривать комнату; заниматься физкультурой; закаливаться; кушать витамины и т. д.)
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что болит?»
Игра «Угадай, что болит?»
Воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего может болеть. И наоборот, воспитатель называет причину, дети показывают, что болит.
Дети: – душно, шумно
Вос-ль: – болит голова
Вос-ль: – вы съели много сладостей Дети: – болят зубы
Вос-ль: – болит палец Дети: – порезалась, упала
Вос-ль: – грязные руки, немытые фрукты Дети: – болит живот
Вос-ль: – болит ухо Дети: – продуло
Вос-ль: – вы пили холодное молоко Дети: – болит горло
Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись, давайте-ка немного разомнемся.
Физминутка с элементами самомассажа «Неболейка»
Дети выполняют движения по тексту стихотворения
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с вами будем заниматься.
Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!
Дидактическая игра «Полезно-вредно»
Воспитатель: Ребята, а может быть вы знаете, что должна содержать еда, чтобы расти сильными и быть здоровыми? ( ответы детей: витамины)
Воспитатель: В каких продуктах много витаминов? ( ответы детей: овощи, фрукты, рыба и т. п.)
Воспитатель: Есть продукты полезные, а есть продукты даже вредные. И сейчас я предлагаю посмотреть слайды. Если вы видите продукт полезный для вашего здоровья – хлопните в ладоши; если не очень полезный – руки уберите на колени и скажите – НЕТ.
Демонстрация слайдов о здоровой и вредной пище.
Итоговый этап
Оформление плакатов «Что нам помогает быть здоровыми»
Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданием, верно отвечали! И я предлагаю вам оформить плакаты для Красной шапочки. На одном плакате мы поместим картинки, на которых изображено то, что помогает нам быть здоровыми, а на другом мы приклеим картинки, на которых изображено то, что может быть вредным для нашего здоровья. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Мы их дружно разотрем,
Вместе мастерить начнем.
Дети подходят к столам, выбирают картинки, прикрепляют их на соответствующие плакаты. Затем вместе рассматривают плакаты и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, теперь эти плакаты мы отправим Красной Шапочке, они помогут ей понять, что полезно, а что вредно для здоровья. И она сможет помочь своей бабушке!