Людмила Веренич
Конспект НОД «Путешествие в подводный мир» для старшего дошкольного возраста
Образовательная область: Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
«Путешествие в подводный мир»
Цель: расширение и закрепление представления о подводном мире.
Задачи:
Образовательные:
• расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в подводный мир“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, самостоятельно делать элементарные выводы.
Развивающие:
• развивать у детей познавательную активность, интерес к живой и неживой природе, умение анализировать и рассуждать;
• развивать связную речь, слуховое и зрительное восприятие и внимание, умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи, умение считаться с интересами и мнением товарищей;
• воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе.
Активизировать словарь: подводный мир, морские обитатели: осьминог, черепаха, медуза, акула; щупальца, хищница, панцирь, ласты, окраска.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций морского дна, беседа о морских обитателях, отгадывание загадок, чтение рассказов, стихотворений, энциклопедии.
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, практический; исследовательская деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, фотоаппарат, мольберт, столы для проведения исследовательской деятельности, емкости с водой – 3 штуки.
Демонстрационный материал: видео ролик о подводном мире.
Раздаточный материал: 1 опыт: 2 емкости с водой, заводные игрушки для игры с водой рыбки – 2шт., 2 опыт: прозрачные пластиковые стаканы с водой, комочки пластилина, лупы, салфетки - на каждого ребенка; 3 опыт: емкость с водой, камешки по количеству детей; небольшие воздушные шары: 1 – спущенный, 2 – слегка надутый, 3 – надутый; схематические карточки – выводы к опытам; картинки к дидактической игре «Хорошо - плохо», сувениры морские обитатели на каждого ребенка.
Структура НОД:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) постановка проблемы;
б) пути ее решения;
II. Основная часть - 15 минут.
а) рассматривание и беседа о морских обитателях;
б) физическая минутка;
в) исследовательская работа;
г) дидактическая игра «Хорошо - плохо»;
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) рефлексия.
Ход НОД:
I. Вводная часть
Воспитатель (в роли корреспондента) : Здравствуйте ребята, я корреспондент, меня зовут Людмила Леонидовна и у меня проблема. Я получила задание от моего редактора журнала «Хочу все знать» подготовить репортаж о морских обитателях. Мне нужны помощники! Вы мне поможете?
Дети. Поможем!
Воспитатель. Я знала, что вы умные, находчивые и придете мне на помощь. Что же нам нужно сделать, чтобы больше узнать о подводном мире? Как попасть на морское дно? Хорошо бы отправиться всем вместе, но на чем?
Дети. Можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, на подводной лодке и т. д.
Воспитатель. О, мне нравится ваша идея с подводной лодкой, и она ждет нас на морских волнах. Проходите, занимайте места.
На экране появляется подводная лодка.
II. Основная часть
Воспитатель. Подводная лодка готова к погружению!
Звук погружения лодки. Демонстрируется видеоролик о подводных обитателях.
Воспитатель. Нам предстоит узнать и увидеть море и его подводных обитателей. О, кажется мы на месте! Ребята что это за рыба проплыла мимо нас?
Дети. Это акула!
Воспитатель. Какая она милая!
Дети. Нет, она очень опасная, она хищница, злая, может напасть на человека.
Воспитатель. Я вспомнила, акулы имеют очень много зубов, расположенных в несколько рядов и нападают они на все что движется в воде. Сейчас сфотографирую (фотографирует, какой удачный кадр. Но давайте уплывем подальше от этой опасной рыбы.
Дети. Давайте скорее уплывем!
Воспитатель. Смотрите, смотрите это что за плавающая тарелка?
Дети. Это же морская черепаха.
Воспитатель. А что это за щит лежит у нее на спине?
Дети. Это панцирь, защищает тело черепахи.
Воспитатель. Как она быстро плавает, будто летает, загребая своими веслами.
Дети. У черепахи не весла, а ласты.
Воспитатель. Черепаха это рыба?
Дети. Нет, это животное.
Воспитатель. Интересный факт всплыл у меня в голове. В воде черепахи очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Я думаю, что с черепахой у нас получится отличный кадр (фотографирует).
Воспитатель. Справа по борту спускаются парашютисты?
Дети. Это медузы!
Воспитатель. Какие бывают медузы?
Дети. Медузы бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие.
Воспитатель. Они такие красивые, так и хочется их потрогать руками.
Дети. Их нельзя трогать, медузы могут обжечь.
Воспитатель. Медузы, я слышала, могут светиться в темноте, как фонарики. И это то, что мне нужно! Обязательно сфотографирую (фотографирует). Ну что плывем дальше?
Дети. Да!
Воспитатель. Это кто такой крадется по морскому дну? Я с ним не знакома! Он живет на дне морском, голова и восемь ног, вот и весь он…
Дети. Осьминог!
Воспитатель. Интересно, почему его так назвали?
Дети. Назвали его так, потому, что у него восемь ног.
Воспитатель. А чем они питаются?
Дети. Осьминоги настоящие хищники.
Воспитатель. У осьминога мягкое тело, он не имеет костей и может изгибаться в разные стороны. А если его напугать, то он начинает менять окраску. Это удивительный житель подводного мира. Я его обязательно должна сфотографировать. Как вы думаете? (фотографирует).
Воспитатель. Смотрите, ребята, монетный дождь пошел!
Дети. Это стайка мелких рыбок!
Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть вместе с рыбками. Подходите ко мне.
Физ. минутка
Рыбка плавает в водице, (дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть ладошками из стороны в стороны, двигаются по кругу)
Рыбка, рыбка, озорница (останавливаются, грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула (медленно наклоняют вперед с
Крошку хлебную взяла (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (покачивают сложенными вместе
Рыбка быстро уплыла. ладонями вправо-влево, двигаются по кругу)
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, как рыбы живут, дышат, перемещаются в воде?
Дети. Да!
Воспитатель. У нас на подводной лодке есть лаборатория и там-то мы все и узнаем.
Опыт 1
Дети и воспитатель подходят к первому столу, на котором две емкости с водой, игрушки, одна из которых заводная. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй воспитатель заводит игрушку.
Воспитатель. Сначала хотелось бы узнать, что помогает рыбам плавать. Посмотрите, что у нас происходит?
Дети. Здесь рыбка неподвижна, а здесь она двигается.
Воспитатель. Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужен хвост, плавники?
Дети. Хвост помогает рыбкам плавать.
Воспитатель. Илюша, найди картинку, которая подтверждает наше наблюдение, что хвост и плавники помогают рыбам плавать. Помести её на мольберт.
Ставят схематичную карточку на мольберт.
Опыт 2
Воспитатель. Ребята, рыба живое существо, а значит, она не только двигается, но и дышит. Чем дышат люди?
Дети. Воздухом.
Воспитатель. Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?
Дети подходят ко второму столу, на котором стоят стаканы с водой, на подносе лежат комочки пластилина, лупы, салфетки.
Воспитатель. В стакан с холодной водой опустим кусок пластилина. Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды)
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они?
Дети. Очень маленькие.
Воспитатель. Вывод: в воде есть воздух. Даша, найди картинку, которая подтверждает наше предположение, что рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде, и прикрепи карточку на мольберт.
Ставят схематичную карточку на мольберт.
Опыт 3
Дети подходят к следующему столу, на котором стоит емкость с водой,камешки, небольшие воздушные шары: 1-й – спущенный, 2-й – слегка надутый, 3-й – надутый.
Воспитатель. Ребята, тяжелые предметы в воде тонут?
Дети. (Предположения детей)
Воспитатель. Давайте проверим, возьмите по камешку и опустите в воду, что произошло с ним?
Дети. Камешки утонули, потому что они тяжелые.
Воспитатель. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?
Воспитатель. В миску с водой положим шарик без воздуха. Что наблюдаем?
Дети. Пустой шарик утонул.
Воспитатель. И положим маленький воздушный шарик, слегка надутый воздухом. Что происходит?
Дети. Шарик всплыл.
Воспитатель. Поместим надутый шарик в воду. Что мы видим?
Дети. Шарик плавает.
Воспитатель. Почему пустой шарик не всплывает, а воздушные плавают?
Дети. Шарики, надутые воздухом, поэтому не тонут.
Воспитатель. Такой же мешочек, плавательный пузырь, есть у рыб. Он не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь. Ваня, найди картинку, которая подтверждает наш опыт и выставь её на мольберт.
Ставят схематичную карточку на мольберт.
Воспитатель. Итак, нашим рыбкам очень удобно жить в воде. Что же мы узнали о них, подскажите, а я запишу в свой репортаж.
Дети. Плавники и хвост помогает рыбам плавать.
- Они могут дышать в воде, потому что там есть воздух.
- Рыбы не тонут, потому что у них есть плавательный пузырь.
Воспитатель. Спасибо, все записала.
Сигнал тревоги. На экране появляется видео с плавающим мусором в воде.
Воспитатель. Что случилось? Как эти предметы попали сюда? Кто же это сделал?
Дети. Человек, люди.
Воспитатель. Море загрязнено и морским обитателям угрожает опасность! Мы с вами сможем чем-нибудь помочь?
Дети. (Предложения детей)
Воспитатель. В нашей лаборатории есть замечательная игра. Давайте разберемся, что человек делает хорошо, а что плохо.
Дети с воспитателем подходят к столу, где разложены экологические карточки и два смайлика веселый и грустный.
Воспитатель. Ребята, возьмите по одной карточке и расскажите то, что на ней вы видите – это хорошо или плохо. Если хорошо, то вы положите карточку к веселому смайлику, если плохо, то к грустному.
Дети берут карточки, и каждый определяет то, что изображено на картинке это хорошо или плохо.
Воспитатель. Ребята смотрите на море, что происходит?
Дети. Исчез мусор.
Воспитатель. Как здорово! У нас с вами получилось! Вы большие молодцы! И я хочу сделать снимок, это будет поучительно для всех (фотографирует).
III. Заключительная часть. Рефлексия
Звучит сигнал, воспитатель смотрит на часы.
Воспитатель. Да, ребята, нам пора возвращаться. Занимаем места на подводной лодке, мы всплываем!
На экране подводная лодка поднимается на поверхность.
Воспитатель. Вот мы и на месте. Мы вместе с вами сделали столько много интересных снимков и открытий. Что же мне выбрать и включить в свой репортаж? Что вам запомнилось, понравилось или может быть удивило?
Дети. (Дети делятся своими впечатлениями)
- Мы увидели морских обитателей.
- Я узнал, что у акулы много зубов.
- Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста
- В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
- У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть
- Нужно защищать природу, не загрязнять водоемы и т. д.
Воспитатель. Я вам очень благодарна за помощь, без вас ничего бы не получилось! Я бы не смогла сделать одна репортаж. Спасибо вам, ребята. Это вам от меня морские сувениры на память о нашем путешествии.