Мария Ильюшкина
Конспект НОД по расширению знаний детей о воде «Поиграем с Капитошкой!» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе
Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира".
Тема: "Поиграем с Капитошкой!"
Подготовила
воспитатель МБДОУ
д/с № 105 "Красный мак"
Ильюшкина М. К.
2012 г.
Цель: развивать познавательную активность в ходе познавательно-исследовательской деятельности, расширять знания детей о воде.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по расширению знаний детей о воде „Поиграем с Капитошкой!“ в младшей группе» размещена в разделах
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды (вкус - не имеет вкуса, без вкуса, безвкусная, прозрачная, цвет - не имеет цвета, бесцветная, запах - без запаха, не имеет запаха, ничем не пахнет, текучесть - льется, переливается, течет, жидкая).
• Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями. Продолжать учить детей способам безопасной работы с разными материалами.
• Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкая, бесцветная, безвкусная.
• Формировать умение пользоваться силой голоса и темпом речи в игре "Дождик".
• Продолжать учить находить воду в окружающем мире (ручеек, река, дождик, море) и узнавать звуки воды.
• Уточнить значение воды для всего живого (человека, животных, растений).
• Формировать представления детей о том, какая вода полезна для здоровья человека (чистая, теплая, кипяченая, минеральная, о правилах безопасного поведения во время игр с водой и купания в водоемах (в игре "Можно-нельзя").
• Воспитывать бережное отношение к воде, заботливое отношение ко всему живому, формировать интерес, положительное эмоциональное отношение к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
• Мультимедийная презентация "Капитошка".
• Мультимедийная презентация "Звуки воды".
• Аудио запись "Дождик"
• Инвентарь для опытов: емкости для воды разного размера, стаканы с водой и молоком (по количеству детей, цветные палочки, цветные маленькие кубики, вода, салфетки, подносы.
• Символы, обозначающие свойства воды.
• Иллюстрации с изображением использования воды человеком.
• Магнитная доска.
Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
"Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Безопасность", "Чтение художественной литературы", "Музыка", "Социализация".
Предварительная работа:
• Просмотр мультфильмов "Капитошка", "Возвращение Капитошки", "Заяц Коська и родничок".
• Беседы с детьми о значении воды в жизни человека, животных, растений, о бережном отношении к воде.
• Чтение стихотворений, отгадывание загадок о воде.
• Рассматривание иллюстраций об использовании воды человеком, обитателях водного мира.
• Оформление мини-музея "В царстве воды".
• Просмотр мультимедийных презентаций о воде в природе, об использовании воды человеком, о бережном отношении к воде.
Планируемые результаты:
«Любознательный, активный» Участвует в разговоре во время рассматривания иллюстраций о значении воды в жизни человека, животных, растений, о необходимости сохранения воды, Проявляет интерес к окружающему миру.
Проявляет интерес к участию в совместных играх со взрослым, сказочным героем.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Области «Здоровье», «Безопасность» Имеет элементарные представления о значении чистой воды для здоровья человека и необходимости соблюдать правила безопасного поведения во время игр с водой, купания в водоемах.
«Эмоционально отзывчивый» Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы - река, море, ручеек, на звуки природы, на произведения художественной литературы (загадки, стихи о воде). Испытывает чувство радости от "общения" со сказочным героем "Капитошкой".
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи» Использует разные способы обследования предметов и веществ (вода, во время проведения опытов с водой делает простейшие выводы и обобщения.
«Овладевший предпосылками учебной деятельности» Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской деятельности (опыты с водой). В диалоге с педагогом умеет слышать и понять заданный вопрос.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Область «Познание» Имеет представления о свойствах воды (бесцветная, без запаха, жидкая, прозрачная) и использует в речи слова, обозначающие их. Знает и называет, где находится вода в природе (река, море, ручеек, дождь).
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А теперь проходите и садитесь на стульчики. Послушайте песенку и угадайте, кто еще к нам пришел в гости? (просмотр мультимедийной презентации «Капитошка»).
Воспитатель: Кто же с нами будет играть сегодня?
Дети: Капитошка
Воспитатель: Молодцы. Вы его узнали. А кто такой Капитошка?
Дети: Это капелька воды.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Попробуйте отгадать загадки, где Капитошка живет?
1. Снежок растаял и с полей
Бежит, торопится (Ручей)
- Правильно. Капитошка может жить в ручейке. А теперь посмотрите на ручеек и послушайте, как он журчит (мультимедийная презентация «Загадки о воде»)
2. Летом в ней купаются
А зимой она льдом покрывается (Река)
- Правильно. Капитошка живет и в реке. Посмотрите, какая красивая наша река «Десна» (мультимедийная презентация «Загадки о воде»)
3. С тучки, как из решета
Кап-кап, капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка?. (Дождь)
-Правильно ребята, это дождик, давайте послушаем, как он капает.
4. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька и солона. (Море)
- Правильно-это море. Да Капитошка живёт и в море, а теперь посмотрите и послушайте море.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. А сейчас давайте расскажем Капитошке, для чего нужна вода. Подойдите к столу, рассмотрите внимательно картинки и скажите для чего нужна вода?
Дети: вода нужна чтобы… пить, стирать, готовить пищу, мыть полы и т. д. (воспитатель обращается к каждому ребенку).
Воспитатель: Вода нужна всем: людям, животным и растениям. Ребята, а вы знаете, что поливает растения в поле и в лесу?
Дети: Дождь
Воспитатель: Давайте мы с вами покажем Капитошке, какой бывает дождик.
Физкультминутка «Дождик» (аудиозапись «Дождик»)
Дождик начинается (Потираем ладошки друг о друга и тихо говорим)
Кап-кап-кап
Капли капают громче и быстрее (Хлопаем в ладошки и чуть погромче говорим кап-кап - кап)
Дождь становится всё сильнее и сильнее (Хлопаем по бёдрам и говорим громко кап-кап-кап)
А теперь льёт ливень, как из ведра (Хлопаем по бёдрам быстро и сильно, громко и быстро произносим кап-кап-кап)
Дождик начинает утихать (Хлопаем в ладоши и произносим чуть потише кап-кап-кап)
Дождик становится всё тише и тише (Потираем ладошки друг о друга и говорим тихо кап-кап-кап)
Дождик заканчивается
Воспитатель: Посмотрите ребята, выглянуло солнышко, давайте ему улыбнемся. Дети поднимают руки вверх и смотрят на солнышко.
Воспитатель: А теперь, давайте расскажем Капитошке какая же вода? Проходите за столы, присаживайтесь. А помогут нам в этом наши волшебные картинки. Посмотрите на эту картинку, о чём она нам говорит? (на магнитной доске выставляются схемы, обозначающие свойства воды)
Дети: вода не имеет запаха, она ничем не пахнет. (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода не имеет запаха. А как вы догадались?
Дети: мы ее понюхали.
Воспитатель: А вот эта картинка?
Дети: вода не имеет вкуса, вода безвкусная. (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода безвкусная. А вот ещё одна картинка.
Дети: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: А как это можно это проверить?
Дети: Нужно взять цветную палочку и поставить в стаканчик.
Воспитатель: Возьмите свои стаканчики с водой, цветные палочки и проверьте. Вика, ты видишь палочку? Значит вода какая?
Дети: прозрачная
Воспитатель: Ваня, а ты видишь свою палочку?
Дети: Да
Воспитатель: А какого цвета палочка?
Дети: Зелёная
Воспитатель: Значит вода какая?
Дети: бесцветная, прозрачная
Воспитатель: А теперь положите свою палочку в стаканчик с молоком, и посмотрите. А в молоке палочка видна?
- Мне не видна. Значит молоко какое?
Дети: Белое, непрозрачное
Воспитатель: Повторите непрозрачное. Теперь стаканчики с молоком и палочки поставьте на тарелочки и посмотрите, вот ещё одна картинка. О чём она говорит нам? Что можно делать с водой?
Дети: вода жидкая, воду можно лить и переливать.
Воспитатель: Возьмите широкие стаканчики перелейте воду. Она льётся? Значит вода какая?
Дети: жидкая
Воспитатель: Правильно жидкая, повторим вода какая?
Дети: Жидкая. (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо и аккуратно работали и запомнили свойства воды. Она безвкусная, не имеет запаха, прозрачная, жидкая.
Воспитатель: Видишь Капитошка, как мы много знаем о воде. А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Можно - нельзя». Выходите, становитесь в круг. Когда я буду говорить о том, что вода полезна для здоровья и это можно делать - вы присядете, а когда вода может быть опасна и этого делать нельзя – вы будете стоять. Слушайте внимательно.
Пить чистую воду (можно)
Заходить одному в речку или море (нельзя)
Мыть руки с мылом (можно)
Пить из лужи (нельзя)
Мыть фрукты (можно)
Ходить или бегать по лужам (нельзя)
Поливать цветы (можно)
Оставлять кран с водой открытым? (нельзя)
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя оставлять кран открытым
Дети: потому что она вытечет и её не будет.
Воспитатель: А теперь представьте, что было бы, если бы не было воды
Дети: мы не могли бы стирать, мыться, нечего было бы пить и т. д.
Воспитатель: да ребята, давайте же воду все будем беречь
Иначе закончиться может вода
И жизнь на планете затихнет тогда.
Капитошка, говорит вам всем спасибо, вы молодцы, много знаете о воде и дарит для нашего музея книгу о животных, которые живут в воде.