ирина павлова
НОД по ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в подготовительной группе «Заколдованный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
"Познавательное развитие". Ознакомление с миром природы.
Программное содержание. Образовательные задачи:
Расширять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни, поведении.
Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (стало холодно, птицам нет корма, они улетели в тёплые края).
Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению.
Публикация «НОД по ОО „Познавательное развитие“ (ознакомление с миром природы) в подготовительной группе „Заколдованный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Продолжать расширять представления о людях разных профессий (орнитолог)
Развивающие задачи :
Развивать внимание посредством игры «Четвёртый лишний».
Совершенствовать умение составлять рассказ о птицах по схеме на основе сложившихся обобщённых представлений её формы, строения, пропорций.
Уточнять высказывания детей, помогать, им более точно характеризовать внешний вид птиц.
Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Воспитательные задачи:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им.
Показать значимость птиц в природе, в жизни человека.
Прививать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком; учить быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать культуру речевого общения.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим; умение слу-шать собеседника, не перебивать без надобности.
Словарь: орнитолог, оперение.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация; модель дерева с разноцветными кругами, мольберт, модель описания птиц, кормушка, рисунки детей про птиц, подобрана музыка.
Раздаточный материал: картинки с магнитом изображением птиц, разноцветные кружочки, мультимедийные книжки «Перелётные птицы» и «Зимующие птицы».
Предварительная работа: беседы о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, украшение групповой комнаты «под осенний лес», наблюдения за птицами во время прогулок.
Методические приё мы:
1. Организационный момент:
- сюрпризный момент: «Путешествие в заколдованный лес».
- выполнение заданий.
2. Основная часть:
- Задание «Что ты знаешь о птицах?».
- Физкультминутка подвижная игра «Улетает – не улетает».
- Отгадывание загадок.
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Игра «Распредели птиц на перелётные и зимующие».
3. Заключительная часть:
- дидактическая игра «Узнай птицу!».
- сюрпризный момент.
Ход занятия:
Слайд 1. (Дети входят в музыкальный зал, который украшен осенними деревьями, рисунками птиц, висит кормушка.)
Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами попали?
Правильно, мы с вами попали в осенний лес.
А как вы догадались?
Да, вокруг пожелтевшие листья на деревьях, поют птички. Ой, почему то тихо и пусто стало, птицы перестали петь!
Ребята, что же случилось?
Воспитатель: А в сказочный лес прилетал злой колдун, который не любил веселье, шум. Он «заколдовал» всех птиц, превратил их в разноцветные круги. Посмотрите ребята на это дерево. А что же делать?
Дети: Надо расколдовать птиц.
Воспитатель: Правильно. Но Злой Колдун оставил для вас задания, и только выполнив их правильно, мы поможем помочь птицам.
(Присаживаемся на стульчики)
1. Задание «Что ты знаешь о птицах?»
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелет-ные).
- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, аист, цапля, журавль, скворец, лебедь, дикий гусь, кряква). СЛАЙД 2.
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, еды мало, насекомых нет).
Верно, а все ли птицы улетают? Как называются птицы, которые остаются рядом с нами зимой? (Зимующие) СЛАЙД 3.
- Как вы считаете, птицы готовятся к зиме? А как? (У них вырастает пушок под пёрышками, некоторые птицы заготавливают еду).
- А чем же питаются птицы зимой? (На деревьях, кустах остаются се-мена, плоды рябины, калины, собирают крошки).
- Как вы думаете, что для птиц страшнее: холод или голод? (Голод).
Да, для птиц зимой самое страшное - это голод. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Ребята, как человек может помочь зимующим птицам? (Делаем кор-мушки, подкармливаем). СЛАЙД 4.
- А чем можно подкармливать птиц, что они едят? (Крупа, зерно, крошки хлеба, семечки подсолнуха, арбуза, дыни, сырое сало или мясо). СЛАЙД 5.
- Правильно, а назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв). СЛАЙД 6.
- Верно, но у всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)
- А вы знаете, как называются учёные, которые занимаются изучением птиц в разных уголках земли?
Правильно, орнитолог. Давайте скажем хором: орнитолог. Орнитолог занимается изучением и охраной птиц в разных уголках земли.
СЛАЙД 7. 2. Воспитатель: Правильно, молодцы ребята! А теперь давайте поиграем в Игру «Улетает – не улетает». Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц. Если вы услышите название зимующей птицы, то останавливаетесь, а если перелетной, то продолжаете летать. (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)
(музыка для фона)
Воспитатель: Здорово ребята поиграли! Вам понравилось?
СЛАЙД 8. 3. Но у нас впереди третье задание злого колдуна. Называется она «Отгадай загадку».
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей) (ЩЕЛЧОК)
- посмотрите как он выглядит. Соловей – маленькая птичка, немного крупнее воробья. Окраска у неё серая, более яркая на горле и груди. Хвост прямой или закругленный на конце, сидящая птица постоянно поднимает или опускает его. (ЩЕЛЧОК) Соловей питается прежде всего насекомыми, охотится на жуков, муравьев, червей и пауков. Осенью могут полакомиться ягодами и фруктами. СЛАЙД 9.
2. Я в берете ярко – красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все… (дятел) (ЩЕЛЧОК) Спинка и крылья у дятла черная, с белыми крапинками, на голове дятла — ярко-красный беретик. У дятла большой крепкий клюв и длинный язык, который помогает ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре. (ЩЕЛЧОК) Питается так же гусеницами, муравьями. Дятла зимой можно угостить несолёным салом или сырым мясом). (СЛАЙД 10.)
3. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (ЩЕЛ-ЧОК)
- Правильно, обратите внимание, пожалуйста. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. (СЛАЙД 11.)
4. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (ЩЕЛЧОК) (Аист – большая птица белого цвета, крылья на конце чёрного цвета, с большим длинным клювом, длинной шеей, длинными красноватыми ногами.)
(СЛАЙД 12.)
5. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - …. (ЩЕЛЧОК) (Снегирь – птица с ярко красной грудкой, голова, хвост и кончики крыльев чёрная, спинка серая. Питается - плодами рябины, калины и шиповника, семечками подсолнуха, клёна и ясеня). (СЛАЙД 13.)
6. Летом я ловила мошек,
А зимой поем и крошек.
Люблю сало поклевать,
К вам в окошко залетать.
Очень юркая я птица
А зовут меня… (У синички оперение яркое – голова чёрная, щёчки белые, жёлтая грудка спинка зелёная. Синица – любит несолёное сало, мясо, семена подсолнуха, арбуза, дыни).
- Правильно отгадали все загадки! Молодцы!
СЛАЙД 14. 4. Воспитатель: Впереди четвё ртое задание Злого Колдуна: «Распредели птиц на перелетные и зимующие».
Давайте мы с вами разделимся на две команды. Ваша команда называется «Зимующие птицы», а ваша «Перелётные птицы». На столе лежать картинки с изображением птиц. Ваша команда выбирает картинку с зимующими птицами и помещает её на мольберт с правой стороны, а ваша команда выбирает картинки с перелётными птицами и помещает их на мольберт с левой стороны. К столу подбегаем по одному участнику, находим нужную картинку, прикрепляем её, а потом бежим обратно в свою команду и встаём в конец колонны. Всем понятно?
Раз, два, три – начни! (щелчок – включается весёлая музыка)
(СЛАЙД 15.) 5. Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, пожалуйста. Следующее задание Колдуна «Четвёртый лишний».
- Лебедь, Грачь, Гусь, Утка (Грач – не водоплавающая птица);
(СЛАЙД 16.) - Соловей, Кукушка, Аист, Воробей (Аист – крупная птица)
(СЛАЙД 17.) - Ласточка, Журавль, Дятел, Цапля (Дятел – зимующая птица)
(СЛАЙД 18.) - Сорока, Синица, Галка, Снегирь (Галка – начинается на букву «г»)
6. Воспитатель: Здорово справились с заданием! Мы приблизились к последнему заданию Злого Колдуна, которая называется «Узнай птицу!».
Ребята, подойдите, пожалуйста, к этому дереву.
Ваша задача, внимательно посмотрим на эти кружочки и постараться назвать птицу, определить какая она: зимующая или перелётная, описать оперение и сказать чем питается. Чтобы вам было легче рассказывать, обратите внимание на схему.
- соловей
- дятел
- кукушка
- аист
- снегирь
- синица
СЛАЙД 19. Воспитатель: Молодцы ребята! Мы выполнили все задания правильно! Все птицы расколдованы и в лесу опять весело, светло и красиво. (ЩЕЛЧОК- Звучит музыка с птичьими голосами).
А в знак благодарности, птицы вам дарят свои фотографии.