Ирина Тюрина
«На помощь Лунтику». Конспект НОД ОО «Речевое развитие» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Развитие речи»
Интнграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, познвательная, коммуникативная, двигательная.
Цель: Формирование познавательных и речевых способностей через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„На помощь Лунтику“, Конспект НОД ОО „Речевое развитие“ (средняя группа)» размещена в разделах
• Формировать и расширять знания детей о космосе.
• Дать первоначальные сведения о Солнечной системе.
• Закреплять умение отвечать на вопросы, продолжать работу над дикцией.
• Способствовать формированию грамматического строя речи (закрепить умение подбирать прилагательные к существительным, учить употреблять слова – антонимы.)
• Обогащать и активизировать словарный запас детей.
• Совершенствовать навыки счета, учить называть числа в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми числительными.
Развивающие :
• Развивать у детей речь и умение аргументировать свои высказывания.
• Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Воспитательные:
• Воспитывать культуру речевого общения.
• Воспитывать уважение к труду космонавта, дружеские взаимоотношения между детьми, желание прийти на помощь.
Методы и приемы:
Словесные: вступительная беседа, вопросы к детям,объяснение, поощрение,художественное слово.
Наглядные: мультимедийная презентвция, предметные картинки.
Практические: «Построим ракету», «Большой-маленький», «Доскажи словечко», «Назови наоборот», пальчиковая гимнастика «По порядку все планеты…»,физминутка «Мы пойдем на космодром», «Собери картинку», «Разгадай слово»
Предварительная работа:
– рассматривание иллюстраций и картинок на тему «Космос»
– проведение беседы о космосе,
– загадывание загадок,
– рисование ракеты цветными мелками, карандашами
– чтение стихотворений (С. Есенин «Звёзды», И. Бунин «Огни небес», А. Лугарёва «Космический сон»,
– разучивание физминутки «Мы идем на космодром», пальчиковой гимнастики «По порядку все планеты…»
– выкладывание из счетных палочек, геометрических фигур ракеты, звезды.
Материал: картинки и фотографии по теме, конверт с разрезными картинками по теме, мультимедиа, презентация, обруч, парашют, мягкие модули,
Ход совместной деятельности:
Воспитатель с детьми заходят в зал под музыку.
Воспитатель. Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети стоят свободно лицом к воспитателю. Вдруг на экране появляется звездное небо и звучит сигнал SOS.(СЛАЙД 2)
Ой,ребята, что это? Это сигнал SOS. А откуда этот сигнал? По- моему кто-то просит нас о помощи.
СЛАЙД 3. На слайде Лунтик (Звучит запись)
- Ребята, помогите! Космические пираты похитили меня!А я очень хочу к себе домой, у меня там очень много друзей.
Воспитатель: - Ребята, что же нам делать, как помочь Лунтику?
(Нужно отправиться в космос)
На чем летают в космос (на ракете) но у нас ее нет? Что делать (Построить)
Ребята, посмотрите здесь какие-то детали, попробуем построить из них. Какую объемную фигуру возьмем первой? (КУБ) Второй и третьей (ЦИЛИНДР) Какую деталь поставим сверху? (Конус)
Одни дети называют детали ракеты, другие строят.
Воспитатель:Ребята,а откуда стартует ракета (С космодрома)
А у нас в Амурской области есть космодром! Как он называется (Восточный)
Вот именно с него мы отправимся в космическое путешествие.
Но сначала нам нужно до него добраться.
Дети идут по кругу.
Физминутка «Мы пойдем на космодром»
Мы пойдем на космодром (шагают на месте)
Дружно в ногу мы идем.
Ждет нас быстрая ракета (Руки соединить над головой,шагают)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс (руки в стороны)
Звезды неба ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку. (останавливаются на месте)
Руки вверх, руки вниз,
Влево,вправо наклонись.
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг
А теперь прыжком вот так.
Воспитатель: Вот мы и на космодроме. Пока мы с вами добирались, ракету уже доставили на космодром. А как называют людей, которые летают в космос (Космонавтами.)
Как вы думаете, какими должны быть космонавты? (Бесстрашными, смелыми, отважными, героическими, сильными, здоровыми, упорными, трудолюбивыми, выносливыми, умными.)
Вы готовы стать комонавтами?
Ребята, а в какой одежде космонавт летит в космос (В скафандре)Тогда надеваем скафандры и проходим в наш космический корабль.
Дети пролазят в обруч, который держит воспитатель, как вход в ракету, и садятся на стульчики.
Воспитатель: Космонавты, будьте внимательны, ведём наблюдение за космическими объектами. Приготовиться к полету! (СЛАЙД 4)
Начать отсчет! 5,4,3,2,1 Пуск! (Звучит звук взлетающей ракеты, включается светомузыка)
Внимание на наш главный иллюминатор! (СЛАЙД 5)
- Ребята, посмотрите, чем дальше мы улетаем, тем меньше становятся предметы
Упражнение «Большой-маленький».
Был большой дом, а стал маленький – домик. Сад – садик, стол –столик, стул – стульчик,
собака – собачка, птица- птичка.
Ребята, а кто из вас знает, какие животные первыми полетели в космос (Белка и Стрелка (СЛАЙД 6)
Кто стал первым человеком, который полетел в космос? (Ю. А. Гагарин. (СЛАЙД 7)
Что можно увидеть в космосе (Звезды,солнце,кометы,планеты (СЛАЙД 8)
А на какой планете мы живем (Планета Земля) СЛАЙД 9
Когда то, очень давно люди думали, что наша земля днем накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет.
Воспитатель: Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды? Ответы детей.
Слайд 8
Воспитатель: Правильно, звезды – это огромные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?
Дети. Они находятся очень далеко
Воспитатель: Ни одна звезда не похожа на другую.
Чем они различаются? (Размером и цветом.)
Как называют большие звезды? (Звезда – гигант.)
А маленькие звезды? (Звезды - карлики)
Какого цвета звезды бывают? Отчего зависит цвет звезды?
(Самые горячие – белые, чуть менее горячие голубые, потом желтые и красные).
То есть самые яркие звезды на нашем небе – голубые и белые.
Воспитатель. Какая звезда к нам ближе всего? Мы с вами сейчас узнаем.
Кто-то утром, не спеша,
Надувает желтый шар,
А как выпустишь из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Что это за шар?
Дети. Это наша звезда – Солнце. СЛАЙД 10 А что вы знаете о Солнце?
Дети. Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.
У Солнца есть своя семья. Посмотрите на нашу солнечную систему (СЛАЙД 11)
Посмотрите, ребята, Солнце – это центр нашей Солнечной системы, вокруг него по своим орбитам вращаются планеты. Вспомним пальчиковую гимнастику про планеты
По порядку все планеты
Назовет любой из нас
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
А девятым был Плутон
Наше Солнце – чемпион.
Ребята, как вы думаете, на всех планетах есть жизнь (Нет, только на Земле)
А, если бы, земля подошла близко к солнцу? Что случилось бы? – ответы детей моря бы, закипели, деревья высохли, сгорели, А если наоборот? Наша планета отошла бы далеко от солнца – все бы замерзло – моря и реки до самого дна и вся бы земля покрылась льдом.
Воспитатель: Ну, вот наконец то мы добрались до этой далекой планеты. Выходим из корабля. Ой,ребята, смотрите, какое-то послание (конверт). Давайте прочитаем,что здесь написано. (Воспитатель читае письмо от космических пиратов)
- Приветствуем вас, земляне. Мы знаем, что вы прилетели на нашу планету, чтобы помочь своему другу вернуться к вам на Землю. Но чтобы забрать его вам нужно выполнить задания!
- Ребята вы готовы?
1 задание. (Детям предлагаются картинки – карандаш, кастрюля, иголка, крокодил, колокольчик.) Я буду называть предмет на языке лунатиков, а вы должны найти его на картинке и сказать, как он называется на нашем языке и для чего он.
Например, что такое рисоварь. Это предмет, которым рисуют, то есть карандаш.
Варюля-… кастрюля
Уколка-… иголка
Зубохват-… крокодил
Дилибомчик- … колокольчик. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
2 задание Из конверта достают разрезные картинки, на которых изображён сюжет, связанный с темой занятия. На оборотную сторону картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки получается «рубашка» своего цвета.
Все дети делятся на группы по цвету обратной стороны картинки.
Ребята. Здесь разрезанные картинки, на обратной стороне части картинки свой цвет. Что нужно сделать? Собрать картинки.
3 задание «Доскажи словечко»
Цель: развитие внимания, памяти.
Дети должны досказать слово в конце стихотворной строки.
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Дид. игра «Назови наоборот»
Есть большие и (маленькие, яркие и ….(тусклые,далекие и (близкие,холодные и (горячие,видимые и (невидимые,обитаемые и (не обитаемые).
Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания, теперь Лунтик может вернуться с нами на землю. (Достаю Лунтика из-за экрана) А на чем космонавты возвращаются из космоса. (Они возвращаются в специальной капсуле, к которой прикреплен огромный парашют)
Проходите в капсулу, берите парашют. Начинаем обратный отсчет! 5,4,3,2,1,0! Приземлились!
Рефлексия.
Воспитатель. Дети вам понравилось наше путешествие?
Что интересного вам запомнилось?