Наталья Павлова
Конспект НОД «Наши пернатые друзья» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наши пернатые друзья»
Автор: Павлова Наталья Сергеевна, воспитатель, г. Санкт-Петербург.
Назначение:
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В интересной форме поможет детям разобраться с перелетными и зимующими птицами, вызвать желание заботиться о них.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Наши пернатые друзья“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Обобщать, закреплять знания о зимующих птицах. Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать у детей экологические представления, интерес к изучению жизни зимующих птиц. Воспитывать основы экологической культуры, желание помочь зимующим птицам, оказывать им посильную помощь в трудное время. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.
Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, игры по теме, разучивание стихотворений и песен о птицах, практическая работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, рисование птиц, беседы.
Материалы к занятию: музыкальное сопровождение, картинки и фотографии птиц; фотографии леса, водоёма, города; магнитная доска, фломастер, загадки, стихи о кормушке; изображения солнышка и снежинки; кормушки, блюдца, семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды калины, рябины.
Словарная работа:
активизация словаря за счёт называния птиц, предметов корма, разучивание стихотворений и песен, полных ответов детей на поставленные вопросы, использования в речи слов: загадка, кормушка, и др
Ход занятия:
.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок и возьмёмся за руки. Закройте глаза и послушайте …
( звучат звуки зимы: воет ветер, скрипит снег и т. д.)
Педагог: Наступают холода. Приходит время зимы. Зимой нас ожидают снегопады, холодные ветра. Не хлебосольна она: не может дать ни овощей, ни фруктов, ни грибов, ни ягод. Всё живое знает об этом, и каждый по-своему готовится встрече зимы: кто засыпает, кто улетает, кто запасы собирает. Но есть такие, кто на милость зимы всё-таки рассчитывает. Прежде всего, это относится к нашим пернатым собратьям – птицам. Сегодня мы поговорим о птицах. (дети садятся)
Педагог: А знаете ли вы птиц? Проверим. Я предлагаю вам сыграть в игру.
Я буду называть птиц, но как только вы услышите другое слово –
хлопайте в ладоши. Будьте внимательны!
Игра «Прилетели птицы» :
1) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.
2) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
3) Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.
4) Прилетели птицы: голуби, куницы, поползни, дятлы.
5) Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, сороки, воробьи, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Педагог: Птиц вы знаете, а какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)
Я предлагаю поиграть в игру «Перелётные и зимующие птицы».
Сейчас Глеб получит картинку с изображением солнышка – к нему прилетят перелётные птицы, а у Кати будет изображение снежинки – к ней прилетят зимующие птицы. А все остальные дети получат, изображения птиц и под музыку будут летать. Как музыка закончится, птицам нужно будет подлететь либо к снежинке, либо к солнцу.
(детям раздаю картинки)
Педагог: Давайте проверим, нет ли у нас ошибок.
Зимующие птицы - ….
Перелётные птицы - …
(если заметили ошибку – исправить, объяснить)
Почему мы этих птиц называем перелётными? Почему мы этих птиц называем зимующими?
Педагог: А ещё все птицы делятся по месту обитания. Где могут обитать птицы?
Ответы детей: водоёмы, леса, города.
Педагог: Перед вами фотография города, леса, водоёма и картинки с изображением различных птиц. Ваше задание поселить городских птиц в город, лесных - в лес, в водоём – водоплавающих птиц (Подведение итогов, вывод).
Дети садятся.
Педагог: А сейчас я хочу предложить вашему вниманию загадки.
Загадки:
1)Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет,
За день всех навестит,
Всё, что знает, растрещит.
(сорока)
2) Видали вы его не раз -
Он скачет в двух шагах от нас
Чирик-чирик! Чирик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
(воробей)
3) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица)
4) Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её….
(ворона)
Если дети не смогли отгадать – загадка:
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(снегирь)
Заходит ребенок с кормушкой в руках.
Педагог: Как вы думаете что это, и зачем нам нужно? Догадались?
Дети: Это кормушка. Она нужна, чтобы кормить птиц зимой. Им зимой трудно добывать пищу. Будет зима мягкая и тёплая– птицы выживут, а будет лютая – трудно им придётся. Под снегом не легко корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Поэтому птицы, зимой располагаются поближе к жилью человека, надеются на его помощь и доброту.
Педагог: Правильно, дети! Сейчас ребята с нашей группы прочитают стихотворение о
птичьей столовой(2 человека читают стихотворения)
Педагог: Молодцы, ребята, спасибо! Но построить правильно кормушку нелегко. Знаете ли вы, какой должна быть настоящая кормушка для птиц? Я вижу здесь кормушки. Посмотрите внимательно, какая из них сделана правильно?
(дети выбирают кормушку, объясняют выбор)
Педагог: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
(на столе разные виды корма – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)
Педагог: Уберите лишнее, что птицы есть, не будут.
Дети убирают.
Педагог: Давайте вспомним, какая из птиц любит следующий корм.
- Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (выберите эту птицу и угостите её крошками)
- Какая птица любит сало? (угостите её.)
- Какая птица зимой питается ягодами рябины? (угостите эту птицу)
Педагог: Молодцы! Вы настоящие знатоки!
Я хочу научить вас одной игре, которая называется «Ворона и воробьи». Вы, наверное, заметили, когда кормили птиц, что крупные птицы (вороны, голуби) стараются отобрать корм у маленьких птичек – воробышков. Но воробышек хоть мал, да удал! Он быстро выхватывает корм и улетает. Так и в моей игре – воробышек должен обмануть ворону и постараться, чтобы она его не запятнала.
Сначала надо выбрать ворону, встаньте в круг – посчитаемся:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Педагог: Ворона встаёт в середину круга – это её домик. А вы, ребята, воробышки. Вам нужно запрыгнуть в круг и успеть выпрыгнуть, чтобы ворона вас не запятнала. Кто попался – выходит и садится на стульчик. Выиграет тот, кто не попадётся.
Закрепление правил игры: Скажите, что должны делать воробышки? Что должна делать ворона? А если ворона запятнала воробышка?
(Играем 1 раз, если игра затянулась, остановить. После игры садятся на стульчики)
Педагог : У вас хорошо получается!
Понравилась вам игра? Теперь вы можете играть в неё на прогулке.
Педагог: Ребята, вы много знаете о зимующих птицах, изготовили много кормушек, запасли корм для птиц и зимой не дадите птицам погибнуть. я предлагаю выйти на улицу, развесить кормушки и насыпать в них корм для наших пернатых друзей.
Педагог: Спасибо, вам ребята от всех зимующих птиц.
Педагог благодарит детей за занятие, вместе с детьми выходит на улицу, и дети развешивают кормушки, раскладывают корм.