Татьяна Князькова
Конспект НОД по развитию речи «Зимнее приключение» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи НОД.
Образовательная область «Коммуникация» :
- развивать связную монологическую речь: учить составлять повествовательный рассказ о зиме по картинно – графическим схемам;
- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные (лисий, волчий);
- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях природы: снегопад;
- развивать речевое доказательство, объяснительную речь;
- воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.
Задачи интегрируемых образовательных областей.
«Познание»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зимнее приключение“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- углублять представления детей о сезоне – характерных признаках зимы, особенностях зимней природы;
- обогащать представления детей об обитателях зимнего леса;
«Здоровье»
- формировать правильное физиологическое дыхание;
- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: соблюдение двигательного режима;
«Социализация»
- развивать умение игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
- развивать положительную самооценку, уверенность в себе;
- развивать умение классифицировать объекты по одному или нескольким признакам (обувь, одежда);
«Художественное творчество»
- совершенствовать изобразительную деятельность детей;
- активизировать творческое экспериментирование с изобразительными материалами.
- развивать мелкую моторику, умение работать кистью и красками;
- развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в собственных творческих работах;
Предполагаемый результат: имеют представления о приметах зимы; умеют составлять предложения по картинно – графическим схемам; умеют образовывать притяжательные прилагательные; имеют представления о сезоне – характерных признаках зимы, особенностях зимней природы; имеют представления об обитателях зимнего леса; умеют работать в группе, договариваться; активно участвуют в разнообразных видах детской деятельности.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Предварительная работа:
- наблюдение за сезонными изменениями в природе с приходом зимы (снег, лед и так далее);
- отгадывание загадок, чтение стихов о зиме;
- дидактические игры: «Времена года», «Помоги Незнайке одеться на прогулку», «Когда это бывает?»;
- рассматривание сюжетных картин на тему «Зима»;
- заучивание пословиц, поговорок о зиме;
- рассматривание картинно - графических схем «Признаки зимы».
Оборудование: мультимедийная техника, музыкальный центр, магнитные доски (2 штуки, сумка со снежинками.
Демонстрационный материал: предметные картинки «Одежда и обувь»; картинно – графические схемы-символы «Признаки зимы» для повествовательного рассказа, дидактические карточки «Следы животных», конверт с заданиями.
Раздаточный материал: клеенки для столов, стаканчики - непроливайки, альбомные листы, кисточки, акварельные краски, ватные шарики, тарелочки с морской солью, салфетки, карандаши, карточки с заданиями «Пройди лабиринт».
Ход НОД:
Дети под музыку входят в зал. Их встречает воспитатель в костюме «Снеговика!».
Снеговик: Здравствуйте, дети! Вы догадались кто я? Ответы детей.
Снеговик: Правильно, я Снеговик!
Снеговик: Ребята у меня случилась беда, я так торопился к вам в гости, что по дороге случайно обронил свой ледяной ларец, в котором находятся сюрпризы для вас. Подобрал его один сказочный герой. Что бы узнать, кто это пройдите по лабиринту.
Инструкция к заданию. Это лабиринт. Черные линии обозначают дома и заборы, через них переходить нельзя. А белые – это дорожки, по которым можно ходить. Кто закончит движение по лабиринту, ставит карандаш в стакан. А теперь, возьмите карандаш. Поставьте карандаш на начало пути (красную точку). Все готовы. Можете приступать.
Снеговик: Так к какому сказочному герою привела дорожка лабиринта? (Индивидуальные обращения) У всех так получилось? Молодцы.
Снеговик: Совершенно верно сказочный ларец подобрала – Снежная Королева.
Звучит голос Снежной Королевы через видеопрезентацию:
«Ваш ларец с сюрпризами у меня, если хотите получить его обратно, то должны пройти все препятствия, отправляйтесь в лес двигайтесь в направлении снежной тропинки, никуда не сворачивайте, справитесь со всеми заданиями и в конце снежной тропинки вас ждет ледяной ларец».
Снеговик: Ребята придется отправиться в зимний лес, нас ждут интересные испытания. Но в лесу очень холодно и нужно взять с собой необходимую одежду. Поместите на мольберт картинки, на которых вы видите только зимнюю одежду. Можете взять только одну картинку. (Дети берут по одной предметной картинке).
Дети: Меховая шуба, меховая шапка, пуховик, шерстяные варежки, шерстяной шарф, валенки, зимние сапоги.
Снеговик: Ребята, а кто может назвать одним словом, что такое шуба, куртка и тд. (Ответы детей)
Снеговик: Валенки, ботинки и тд.
Ответы детей
Снеговик: Ребята, давайте назовем еще раз все вместе зимнюю одежду и обувь.
(Снеговик вместе с детьми повторяет).
Индивидуальные ответы детей.
Дети: Молодцы теперь нам не страшен мороз.
Снеговик: Скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, в зимнем лесу очутись». (Дети произносят слова).
Снеговик: Посмотрите я, кажется, вижу тропинку. Идем за мной.
Снеговик: посмотрите, письмо. А что в нем? Задание от Снежной Королевы. Необходимо по картинкам составить рассказ.
Дети составляют предложения. Схемы по очереди прикрепляют на маркерную доску.
1. Зимой день короткий, а ночь длинная.
2. Солнце светит, но не греет.
3. С неба падает снег.
4. Дуют сильные ветры.
5. Земля покрыта снегом.
6. На деревьях лежит снег.
7. Люди подкармливают птиц. (Птицы прилетают в поисках еду к кормушкам).
8. Животные меняют окраску.
9. Некоторые животные впадают в спячку.
10. Люди тепло одеваются.
11. Люди катаются на санках, лыжах. Лепят снеговиков.
12. Зимой наступает праздник Новый год.
Дети составляют рассказ.
Снеговик: А теперь кто – то один еще раз составит рассказ по всем картинкам.
(Индивидуальная работа)
Снеговик: О чем получился рассказ?
Дети: о зиме, об изменениях которые произошли в природе, в жизни людей и животных с приходом зимы.
Снеговик: Вы что – то хотите добавить?
Снеговик: Ой, что – то холодно стало, можно и заболеть. Надо бы погреться.
Физ. минутка:
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)
Снеговик: Согрелись. Тогда в путь.
Снеговик: Ой, Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Снеговик: Еще одно испытание приготовила Снежная Королева. Ребята, вам предстоит угадать какие животные оставили следы? У каждого животного свой след.
Снеговик: Слушайте задание: Картинки со следами нужно разместить под картинками с животными.
Снеговик: Маша, как ты догадалась, что это след лисицы, а не волка?
Ответы детей.
Снеговик: а теперь скажите, если пробежал заяц, мы как можем назвать след? (заячий, если прошел волк (волчий, след белки (беличий, у птицы следы (птичьи, след лисы (лисий, след лося (лосиный). А если, прошел человек! (человеческий).
Снеговик: Петя, назови еще раз, чьи следы ты встретил? (Индивидуальные обращения)
- А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). А почему?
Ответы детей.
Снеговик: молодцы ребята вы справились и с этим заданием.
Снеговик: (из кармана достает ватные шарики) Посмотрите, что у меня. Снежинка. Что мы можем сказать про снежинку? Передаем, друг другу снежинку и рассказываем, какая она. (Передают снежинку)
Дети: пушистая, блестит на солнце, мягкая, колючая, блестящая, искристая, серебристая.
Снеговик: А давайте, я с вами поделюсь.
Раздает снежинки детям
Ребята, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох носом и, медленный выдох ртом, подув на снежинку. У кого выше полетит снежинка.
Снеговик: Ребята, как называется явление природы, которое у нас сейчас получилось?
Дети: Снегопад.
Снеговик: Посмотрите за снегопадом мы не заметили мастерскую Снежной Королевы. Здесь нас ждет новое испытание. Мы будем рисовать явление природы – снегопад. (Индивидуальное обращение)
Снеговик дает словесную инструкцию: Возьмите кисточки. Окуните кисточку в стакан с водой, лишнюю воду снимите о край стакана. Найдите на палитре синюю краску. Наберите на кисточку краску. Слева направо широким мазком закрашиваем лист бумаги. Вот это волшебство! На листе бумаги появились снежинки. Закончили? Промойте кисточки и уберите в стакан. Возьмите одной рукой горсть соли и посыпьте солью рисунок. Кусочки соли впитают в себя акварельную краску. Когда кристаллы соли высохнут, то получится настоящий блестящий снегопад.
Звучит голос Снежной Королевы через видеопрезентацию.
Появляется ларец.
Снеговик: Ну что ж ребята вы справились со всеми заданиями, нашли ларец, теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова.
«Вокруг себя обернись, в детском саду очутись»
Снеговик: Молодцы! А сейчас мне пора уходить, но мы с вами еще встретимся. А на прощание я хотел бы поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего путешествия.
Снеговик: Мне запомнилось, как мы в лесу наткнулись на следы. А вам? (Индивидуальное обращение)
Ответы детей.
Снеговик дарит подарки. Прощается.