Анастасия Карпова
Конспект НОД на тему: «Экскурсия в казачество»
▼ Скачать + Заказать документы
(подготовительная группа).
Воспитатель Карпова А. А.
Приоритетная образовательная область: «познавательное развитие».
Программные задачи:
Знакомить детей с кубанским народом, формировать духовно-эстетическую культуру;
Уметь применять народные поговорки и пословицы;
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивать любознательность;
Материалы:
Иллюстрации с нарядами казаков;
Предметы быта казаков;
Песни и музыка казаков;
Иллюстрации природы Кубани;
Костюмы для детей;
Презентация для сопровождения занятия;
Материал для аппликации «Хата казака».
Предварительная работа:
Ознакомление с бытом казаков;
Заучивание танца, песни и поговорок;
Ознакомление с промыслом хлеборобов.
Ход деятельности.
(Заходят дети в зал под музыкальное сопровождение народной песни «По Дону гуляет казак молодой» и слайды на экране «Кубань», их встречает казачка)
Воспитатель: Здорово дневали!
Дети: Слава Богу!
Воспитатель: Хлопцы и дивчины, кто мне ответит, в какой стране мы живем? (ответы детей)
Воспитатель: В России, верно. А в каком крае? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, в Краснодарском крае. В крае, который очень богат народным промыслом, своими полями и лугами, а так же обрядами и традициями. Ну а кто же тогда ответит, как зовется наша малая Родина, в которой мы живем? ( ответы детей: «-Кубань»)
Воспитатель:
Край родной Кубанский- Родина моя,
В этом крае выросла вся моя родня.
Дедушка в колхозе хлеборобом был
Хлебушек кубанский на полях растил
Горы и долины на Кубани есть
И моря и нивы все не перечесть…
По морям далеким папа ходит мой
И простор широкий видит не впервой.
Говорит мой папа краше края нет
Дом где пахнет хлебом лучше в мире нет.
Воспитатель: Ребята, кто может ответить, почему наша малая Родина называется Кубань? (произошла от названия реки Кубань, расположенной на территории Краснодарского края)
Воспитатель: Какие молодцы. Ребята, мне кажется вдали слышен топот копыт… (прислушивается. Звучит музыкальное сопровождение «топот копыт и ржание коня». На слайде видеозапись «Казак скачет на коне»)
(Прискакал казак на коне. На экране сменилось изображение на стоящего казака с конем)
Казак : Здорово дневали, ребята!
Дети: Слава Богу!
Воспитатель: Здорово дневали, казак! Я уверена, что ты не спроста прискакал на своем красивом коне к нам в детский сад, наверняка что-то произошло?
Казак : Хлопчики мои дорогие, нечего вам волноваться, я к вам с добрыми вестями. Гуляние у нас на Кубани, казаки ярмарку затеяли, вас приглашают! Айда со мной на ярморочные гуляния!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите на Кубанскую ярмарку? (ответы детей)
Казак : Сейчас я всем предлагаю оседлать коней и отправиться со мной на ярмарку!
Игра «Наездники»
Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.
Казак : Настоящие казаки! И коней оседлали, и до ярмарки добрались!
(на экране видеоролик гуляний на ярмарке с музыкальным сопровождением. Детей встречает казачка и подводит к хатке с предметами быта казаков).
Казачка : Здравствуйте, ребята! (ответ детей)
Казачка : Добро пожаловать, ребятки, в казачий дом! Обратите внимание на хатку казаков, она не кирпичная, как ваши дома. Хатки делались из глины и соломы, а затем их белили, чтобы вид у них был эстетический. Казак, а что это за предметы? Расскажи ребятам для чего они.
(на экране слайд «Убранство хаты»)
Казак : (делает акцент на изображение нарядов казаков) Хлопчики, обратите внимание на стол. Это рушник- традиционный элемент украшения казачьего жилища. Их делали хозяюшки из ткани домашнего производства, обшивали кружевами с двух концов и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего располагалась по краю рушника и носила в себе растительный характер: цветы, деревца, веточки. Но так же рукодельницы вышивали и геометрические фигуры, и вазоны с цветами, и даже изображения птиц. Готовыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, где висела икона. (показывает на стол с иконой накрытой расписным рушником)
Воспитатель: Как интересно. Ребята, а ведь хозяюшки не только были рукодельницами и хранительницами домашнего очага, но еще и дочерей воспитывали будущими хозяюшками.
Казак : Да, верно. Воспитание дочери всегда занималась мать. Она ее учила быть ласковой и покорной, учила помогать по хозяйству. А вот воспитание сыновей занимались отцы.
Казачка : Хлопцы и дивчины, а теперь вы превращаетесь в настоящих казаков! (казак и казачка одевают детям народный костюм казаков)
Казак : А еще наши хозяюшки пекут очень вкусный хлеб и сейчас вы им поможете в этом. (дети вместе с казачкой замешивают тесто, придают форму хлеба и отправляют в русскую печь)
Казачка : Ну а пока хлебушек печется, вы мне расскажите, какие вы знаете поговорки про хлеб?
Ответы детей:
- От хлеба-соли не отказываются;
- Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной- отец наш родной;
- Хлеба больше посеешь- победу приблизить сумеешь;
- Хлеб вскормит, вода вспоит;
- Хлеб всему голова.
Казачка : Какие вы молодцы! Ну раз вы знаете такие поговорки, значит у вас вкусный хлебушек получится, давайте проверим? (казачка достает с печи заранее подготовленный готовый каравай и угощает детей)
Казачка : Ну что, казачата, получился у вас хлебушек? (ответы детей) Настоящий, казачий хлебушек!
Казак : Казачка, посмотри какие ребята умницы! И на конях скакать умеют, и хлебушек испекли!
Воспитатель: Казак, а наши ребята не только умеют помогать, но и веселиться как казаки.
Танец «Казаки»
Казачка : Ай да хлопцы, ай да дивчины, души наши порадовали!
Воспитатель: Ребята, а давайте казаку и казачке расскажем стихотворение?
Дети (хором) :
Шумит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в желтом океане
Зеленый парус тополей.
Стоят хлеба.
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За щедрость, выдержку казачью,
За доблесть, мужество и труд.
На поле жатки величаво
Слагают ровные валки,
Они в венок своей державы
Вплетают чудо - колоски…
Казак : Какие талантливые у нас казаки! А давайте с вами немного поиграем? Повторяйте за мной, ребятишки!
Физминутка (с музыкальным сопровождением) :
Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд, казаки, казаки. (Ходьба.)
Кто за казаком идет, в поводу, в поводу.
То коня казак ведет под узду, под узду. (На носочках.)
Скачет резво конь лихой с седоком, с седоком,
Охраняя наш покой с казаком, с казаком. (Скачут.)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Казак : Ну что, хлопчики, понравилось быть казаками? (ответы детей) То, что вы настоящие казаки я уже увидел, но ведь у казака должна быть хата, свое хозяйство и конь. (подводит к столу. На экране слайд «Казаки строят хату»). Дивчины и хлопчики, смотрите, а что это у нас на столе?
Дети: Геометрические фигуры, солома, фигурки животных и большой ватман.
Воспитатель: Верно, а вам необходимо построить свою хатку, завести хозяйство.
Казак : Как интересно! А я как настоящий казак буду вам помогать советом. (дети из геометрических фигур выкладывают хату и деревья, на крышу выкладывают солому, вокруг дома разводят хозяйство из фигурок животных и птиц)
Воспитатель: Вот какие у нас казаки да казачки! И хату построили, и сад высадили, и животных завели! Ребята, как вы думаете, у вас получилось быть настоящими казаками? (ответы детей)
Казак : А что вы сегодня нового узнали на Кубанской ярмарке? (ответы детей)
Казачка : Ну раз вы стали настоящими казаками, помогли и дом построить, и с хозяйством управиться, а хлебушек какой вкусный испекли, то мы с казаком вас приглашаем к столу на чай из самовара и выпечку наших хозяюшек!
(дети подходят к столу с угощениями. Казак, казачка и воспитатель разливают чай из самовара и раздают выпечку детям)