Тамара Поликутина
Конспект интегрированной НОД «Русские пряники» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Русские пряники»
Конспект интегрированного занятия в средней группе.
Автор: Поликутина Тамара Петровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение центр развития ребёнка – детский сад N7 «Золотая рыбка», Московская область, г. Краснознаменск.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- познакомить детей с русским народным кушанием – пряниками;
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Русские пряники“ для детей средней группы» размещена в разделах
- учить детей лепить пряники из теста;
- пробуждать у детей интерес к фольклору :
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать добрые чувства.
ЦЕЛЬ:
- приобщать детей к русской народной культуре, используя различные жанры фольклора;
- воспитывать на основе устного народного творчества особенные черты русского характера,
присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, трудолюбии,
щедрости;
- дать детям возможность получать удовольствие от творческой деятельности.
МАТЕРИАЛ: мука, мед, пряности, готовое тесто, пряники, доски, скалки, формочки,
корзина, самовар, заварка, мягкая игрушка, фартучки, народная игрушка – филимоновская,
дымковская, матрешки
Х О Д З А Н Я Т И Я.
Дети заходят в группу, где уже находятся гости.
- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады гостям, как добрым вестям. Каждому найдется местечко, и доброе словечко.
- А вы, детушки, садитесь поудобнее, располагайтесь; ножки подружите, ручки положите, приготовьте ушки, приготовьте глазки, расскажу сейчас вам сказку.
- Рассказать вас сказку про гуся? А она уж вся…
А вот еще сказка
Жил-был царь, У царя был двор
На дворе был кол. На колу мочала…
Не начать ли сказочку сначала?
- Еще сказочку хотите?
Жил-был старик. У старика колодец.
А в колодце-то елец. Тут и сказочке конец.
- Ой, кто-то там царапается. Пойду, посмотрю…
Да это же мой дружочек. Иди сюда, не бойся. Детки добрые, тебя не обидят. Детки, погладьте его, да скажите добрые слова, не зря в народе говорят - «доброе слово и кошке приятно.»
(Ребенок читает потешку «Как у нашего кота»)
- Детушки, а где же был наш котик? Давайте спросим его. (Дети инсценируют потешку «Кисонька - мурысонька»)
- Что же наделала, Кисонька, все прянички съела. Чем же я детей буду угощать?
- Да я пошутила. Посмотрите, какие прянички я принесла! (протягивает корзинку)
- Ой, какие пряники!
Пряники печатные! До того нарядные!
Мы не сразу их съедим, а сначала поглядим.
- Давайте рассмотрим прянички - какой они формы, на что похожи. (рассматриваем вместе с детьми и кошечкой, обращая внимание на форму, размер, на что похожи, побуждая детей использовать сравнения – как цветочек, как сердечко и т. п.)
- Пряники- одно из самых любимых лакомств у людей с давних пор. И, наверно. всем будет интересно узнать, как появились пряники. Расскажу я вам историю занятную.
Давным-давно, когда люди научились делать муку и добывать мед от диких пчел, они стали выпекать лепешки из муки и меда и стали называть их медовики.
Как называть, детки? Правильно, медовики – запомните это слово. А почему «медовики», как вы думаете?
Но затем люди нашли на земле удивительные ароматные травы, коренья, пахучие семена, и стали называть их «пряности»
Вот я их вам показываю, это уже готовые измельченные пряности. Посмотрите и понюхайте их. Как они пахнут – хорошо или плохо? Нравится вам этот запах? Как мы их называем одним словом? Кто запомнил? Правильно, это пряности.
- А вот еще посмотрите, это травка, понюхайте ее, вспомните. Она росла у нас на огороде. Осенью мы ее собрали, засушили, а потом пили чай с этой травой. Как она называется? Молодцы, вспомнили, конечно же, это мята. Все вы любите мятные конфеты, мятные пряники – пряник мятный, ароматный, удивительно приятный! Мяту добавляют в тесто и получают мятные пряники.
- Посмотрите, что получается - были медовики, а добавили в тесто пряности и получились пряники. Кто-нибудь догадался, почему их назвали именно пряники?
- А теперь мы сами замесим тесто на пряники. Что же нужно?
(Проводится пальчиковая игра «Замеси тесто») Дети стоят около стола и выполняют движения согласно текста)
На столе стояла миска. Ну а в миске пусто.
Замеси-ка тесто, киска, будет очень вкусно.
Вот Анюточка идет, в миску яйца разобьет.
За Анютой в тесто мед нам Антоша принесет.
Теперь соды и ванилин дети приносили.
А потом муки сыпнули, все перемесили.
Мы мешали, да мешали, наши рученьки устали.
Тесто мы еще помнем, стряпать прянички начнем.
- Подходите, детки к столам. (На столах - готовое тесто, скалки, формочки для печенья) Одевайте фартучки, красивые, нарядные. Будем прянички стряпать. Вот тесто настоящее, мягкое - пых-пых, а как пахнет - ах!
(Дети раскатывают тесто, при помощи формочек вырезают пряники, складывают их на противень)
Мороки бояться - пряника не видать.
Тарас есть пряники горазд, а Федот и каше рад.
Без работы пряников не поешь.
- Ай да молодцы! Славно потрудились. Похвалите-ка пряники! (Дети читают стихотворение)
Пряники, русские пряники, -
Пряничные избы, дома, терема,
Часы, пастухи, паровозы,
Рыбы, коровы, медведи и козы,
Петухи и чудо-птицы -
Вот какие небылицы!
- Ох и пряники! Загляденье! Я их на кухню отнесу и печку попрошу :
«Печка-матушка, испеки прянички»
- А сейчас чай будем пить с пряниками. Что киска принесла. Отгадайте-ка загадку:
У носатого Фоки постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит, и. как зеркало, блестит.
- Ну конечно же. Это самовар. Ни одно чаепитие не обходилось в прежние времена без самовара и пряников. А пока будет чай кипеть, да завариваться, м с вами поиграем. (Проводится русская народная игра «Яша»)
- Ну, спасибо тебе, кисонька, и пряничков принесла, и поиграла с нами, распотешила моих детушек.
- Прежде чем сесть за стол. Посмотрите друг другу в глаза, Что вы увидели в глазах? Что там живет? (радость, доброта) Мы с вами дружно поработали, много интересного узнали, от души повеселились, поэтому и радость, и доброта поселились в наших глазах, в нашем сердце. Теперь мы будем дарить их другим людям.