Ольга Степанова
Конспект НОД «Развитие визуальной культуры детей 6–7 лет посредством фасилитированного обсуждения»
Использованные технологии:
Педагогика музейной деятельности. Визуальные коммуникации.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ НОД
Глоссарий:
Визуальная культура - это академическое поле исследования, которое обычно включает в себя некоторые комбинации культурологии,истории искусства, философии, антропологии, и фокусируется на зрительных образах.
Визуальные коммуникации - (передача информации) посредством визуального языка (изображений, знаков, образов и пр.) с одной стороны и визуального восприятия - органов зрения, с другой.
Публикация «Конспект НОД „Развитие визуальной культуры детей 6–7 лет посредством фасилитированного обсуждения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Фасилитатор (от лат. «лёгкий, удобный») - это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Он помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. Задача педагога - фасилитатора - помочь высказаться каждому, поддержать различные мнения, дать почувствовать ребенку свою значимость в развитии дискуссии.
Парафраз (от греч. paraphrasis - «перетолкование», в нашем случае речевое высказывание ребёнка, скорректированное и уточненное повторение его мысли по поводу картины педагогом.
Цель: [/b]Развивать умение детей высказывать своё мнение по содержанию картины.
Задачи:[/b]
Образовательные:
- Формировать у детей пассивный и активный словарь
- Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи и речевого общения.
Развивающие:
- Развивать зрительное внимание, мышление, воображение.
- Развивать способность эмоционально воспринимать увиденное.
- Развивать культуру общения, умение вести диалог, вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять).
- Развивать навыки художественно-творческой деятельности.
Воспитательные:
- Поддерживать естественный интерес детей к живописи.
- Воспитывать нравственные качества: доброту, сопереживание, уважение, сочувствие, справедливость, трудолюбие и др.
Репродуктивный материал:
Пастушки. 1903 - 1904 год. Владимир Маковский. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина
Интеграция образовательных областей:
• Познавательно-речевое развитие
• Коммуникативное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок.
- Постановка кукольных спектаклей: «Курочка ряба». «Колобок».
- Рассматривание репродукций картин с изображением детей русских художников.
- Рассматривание картинок по темам: Домашние животные. Русские народные обычаи и традиции. Предметы русского быта.
Последующая работа:
Изобразительная деятельность. Аппликация. Коллаж.
Оборудование:
- Слайд картины В. Маковского "Пастушки"
- Для ИКТ – ПК, доска для просмотра слайда.
- Для коллажа – картинки по теме НОД, ватман, клей, тряпочки.
Педагогический инструментарий:
- Вопросы
- Парафраз
- Обобщение
Целевая аудитория:
- Дети подготовительной группы - 6-7 лет, восемь - десять человек.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Ольга Ивановна, я воспитатель младшей группы. Как зовут вас? Дети по очереди называют свои имена. Очень приятно познакомиться, а сейчас я предлагаю Вам рассмотреть картину, которую я для Вас приготовила.
30-60 секунд дать возможность детям рассмотреть репродукцию картины «Пастушки».
Когда дети рассмотрят картину, задать вопросы открытого типа:
Что вы видите на картине?
Что вы видите кроме этого?
Кто может что-нибудь добавить?
Можешь ли ты сказать о том, что никто не говорил?
Почему ты так считаешь?
Что ты можешь сказать о том, что здесь происходит?
Принимая ответы детей, педагог не даёт оценку, а грамматически правильно перефразирует их. Когда все нюансы картины рассмотрены педагог задаёт обобщающие вопросы:
На что хотел обратить внимание художник?
Что главное для художника на этой картине?
Как вы считаете, что осталось за кадром?
Какое настроение хотел передать художник?
Как могла называться эта картина?
Какими впечатлениями вы бы хотели еще поделиться?
О чем думает данный герой картины?
Что чувствует этот человек?
С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?
Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
В заключение, предложить детям на листе ватмана сделать коллаж по теме картины, из предложенного материала (картинок) выбрать те, которые подходят по смыслу и составить из них композицию.