Ирина Геннадьевна Морозова
Конспект НОД «Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного НОД по социально-коммуникативному развитию (формирование патриотических чувств и гражданственной ответственности) в старшей группе.
Конспект занятия в старшей группе
«Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается…»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Публикация «Конспект НОД „Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается“ в старшей группе» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей:
«речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» «познавательное развитие»
Тема: Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается…
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде.
Триединая задача (воспитание, обучение, развитие) :
Образовательная:
- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,
- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца,
- расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.
- узнавать на фотографии памятники архитектуры, называть их
Развивающая:
- активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист.
- закрепить умение собирать целое изображение из частей.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества,
-учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.
Материал: Экран с проектором для презентации-фильма, на тему «В память к снятию блокады…», картинки и фотографии.
Подготовительная работа: Рассказ о блокаде, стихи о блокаде… презентация-фильм на тему «Снятие блокады…».
Логика НОД:
Воспитатель читает стихи о блокаде и рассказывает детям, что такое блокада, показывает картинки.
Рассказ: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная…. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!». И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
- Посмотрите (карту-картинку, на что это похоже? (круг, кольцо)
Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
- Что изменилось? (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).
И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил - исполнен наших малых сил.
Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - ну дорога существовала.
Физкультминутка:
«Перейди на другой берег» (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку)
Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.
Чтение стихотворения «Блокадные дни».
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки»
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш город получил звание «Города- героя». Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней :
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ. Обсуждение с детьми, что им наиболее запомнилось.
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
4. О каких мемориалах вы узнали?
5. Что вам запомнилось из моего рассказа?