Наталья Мальякова
Конспект НОД «Мы — юные исследователи» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с полезными ископаемыми, которые добывают в Ивановской области. Познакомить с особенностями песка, глины, гравия. Найти проявление этих свойств в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с профессией «геолог»
2. Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе
3. Познакомить детей со свойствами песка, глины, гравия.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Мы — юные исследователи“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Развивать связную речь, активизировать словарь детей, обогащать словарный запас новыми терминами (карьер, гравий, щебень, валуны, сыпучесть, шероховатость, пластичность)
2. Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно-следственные связи
3. Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
2. Воспитывать уважение к людям разных профессий
3. Воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе
4. Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность
Предварительная работа:
• Рассматривание полезных ископаемых
• Наблюдения на прогулке, опыты, творческие задания, беседы
• Просмотр презентаций «В мире камней», «В гостях у гномика Изумрудика», «Путешествие юных геологов», «Полезные ископаемые»
• Проведение дидактических игр с картами-схемами: «Определи на ощупь», «Свойства воды, воздуха»
• Чтение художественной литературы (П. Бажов «Серебряное копытце», «Сказки о полезных ископаемых» по Ф. Кривину, загадывание загадок на тему: «Природные ископаемые»
Материалы и оборудование:
Рюкзак, лупы, карта Ивановской области, молоточек, линейка, компас, коробочки с полезными ископаемыми, карточки «Профессии», образцы пород (глина, песок, гравий, одноразовые тарелки, контейнеры, сито, таблицы для выполнения опытов, фломастеры, халаты, шапочки, «камни настроения», наглядные пособия (видеофильм «Фурмановский карьер», картинки с изображением природных ископаемых, музыкальное сопровождение («Звуки зимнего леса», музыка для фона, музыка для превращения, лэпбук «Ивановская область».
Ход занятия:
Дети входят в зал, становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас – таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Улыбнемся друг другу.
Ребята, подойдите к столу ( на столе лежат: пустой рюкзак, линейка, молоток, компас, карта Ивановской области, коробочки с полезными ископаемыми, лупа. Рядом со столом стоит мольберт, на котором размещены карточки «Профессии»).
Мы много изучили с вами разных профессий. Посмотрите и скажите, эти вещи, как вы думаете, людям какой профессии принадлежат? (ответы детей)
А сейчас проверим, кто из вас ответил правильно, слушайте загадку:
С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду здесь железную руду!»
(геолог)
Вы правильно догадались, о ком пойдет речь на нашем занятии – о геологах. Ребята, а кто такие геологи, чем они занимаются? (Ответы детей). Правильно, геологи отправляются в экспедиции, исследуют недра земли, изучают полезные ископаемые. А что такое полезные ископаемые? Как вы думаете: где их используют? (ответы детей) Правильно, их применяют в строительстве зданий, дорог, из них делают украшения, используют для обогрева домов (показ слайдов). Полезные ископаемые необходимы для жизни людей.
Ребята, а у нас в Фурмановском районе тоже ведется добыча полезных ископаемых. Вы бы хотели отправиться на экскурсию и посмотреть, как их добывают? (Ответы детей) Тогда отправляемся! А на улице у нас какое сейчас время года? (зима) Значит надо одеться потеплее. Давайте наденем шапки, шубы, теплые штаны, валенки. Все готовы?
Физкультминутка:
Раз, два – на экскурсию идем,
Три, четыре – и поем!
Мы в любимом Фурманове
Здорово живем!
Ой, ребята, сколько снега намело, давайте наденем лыжи и отправимся дальше! (Имитируем одевание лыж)
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит. (Вращение туловищем вправо и влево)
Снег летит, летит, летит. (Приседают)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки. (Ходьба с высоким подниманием коленей)
Вот мы и пришли. Снимаем лыжи. Ребята, присаживайтесь, смотрите и внимательно слушайте. (Дети садятся вокруг экрана)
Показ фильма.
Ребята, перед нами Фурмановский карьер. Карьер – это место, где добывают полезные ископаемые открытым способом. Повтори Вика, куда мы пришли? Повтори Дима. В карьере, ребята, добывают песок, глину, гравий, а еще большие камни – валуны. Валуны дробят в специальной машине и получают щебень. Посмотрите, какая техника работает в карьере? Сейчас мастер участка Виталий Леонидович расскажет вам немного о своей работе. (Рассказ с экрана)
Ребята, Виталий Леонидович просил вас исследовать эти образцы и результаты ваших исследований прислать ему для дальнейшей работы. Подойдите ко мне. Посмотрим, что за образцы нам прислали (рассматриваем содержимое посылки). Как вы думаете, мы справимся с заданием?
Тогда давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория.
Зрительная гимнастика «Волшебная палочка» :
У меня есть волшебная палочка, следите за ней глазами:
Будем чудо в гости звать,
1,2,3,4,5.
Палочкой взмахну своей,
К волшебству спешим скорей!
Закройте глаза. Вокруг себя 3 раза обернитесь – и в исследователей превратитесь! (Звучит музыка)
Вот и наша лаборатория. Но прежде чем начать работу, давайте вспомним, как надо вести себя в лаборатории. Посмотрите на экран. Что можно делать в лаборатории, а что нельзя? Пройдите за столы, наденьте халаты, шапочки, садитесь, будем проводить опыты. Ребята, пока мы были на экскурсии, ваши пальцы замерзли. Предлагаю вам их разогреть.
Пальчиковая гимнастика «Моя страна» :
Посмотрю на карту я - (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля:
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря. (По очереди соединяют одноименные пальцы рук)
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Согрелись ручки? А теперь давайте поближе познакомимся и исследуем образцы, которые мы взяли в карьере. Скажите, что мы будем исследовать? Посмотрите, перед вами лежат научные таблицы. После каждого опыта вы будете зарисовывать результаты исследований. Начинаем! (Обращаю внимание на осанку детей)
Опыт 1: Исследование песка
Возьмите контейнер с песком. Посмотрите, из чего состоит песок? (Из песчинок) Песчинки, ребята, это маленькие камешки. А какой прибор нам поможет рассмотреть песчинки? Возьмите лупы. Рассмотрите, какого цвета песчинки? Какой формы? Похожи они друг на друга? Чем отличаются? Потрогайте песок, покатайте между пальчиков. Какой он на ощупь? (ответы детей). Песок шероховатый. Какой песок Петя? Повтори Злата.
А теперь возьмите пустой контейнер и сито. Аккуратно просейте песок через сито. Что произошло? (Песок просеялся). Почему? Правильно, песок рыхлый, сыпучий, он легко сыпется, так как песчинки не слипаются. Какой песок Юля? Повтори Настя.
Итак, что мы выяснили?
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок разного цвета и формы. Песок твердый, рыхлый, шероховатый на ощупь. Он сыпучий.
Зарисуйте результаты в научных таблицах (во время записи звучит музыка)
Опыт 2: Исследование глины
Теперь рассмотрим таким же образом глину. Подвиньте контейнер с цифрой 2. С помощью лупы рассмотрите, из чего состоит глина? (Глина состоит из очень мелких частичек, как пыль) Какого глина цвета? Возьмите глину в руки. Попробуйте скатать шарик, расплющить, разделить на 2 части. Какая глина на ощупь? (мягкая) На что похожа? (на пластилин, тесто) Ребята, глина пластичная. Какая глина, повтори Джафер? Повтори Ульяна.
Теперь проверим глину на сыпучесть. Возьмите пустой контейнер и сито. Попробуйте просеять глину. Что происходит? (глина не сыпется, так она слипается комочками)
Итак, что можно сказать о глине?
Вывод: глина состоит из очень мелких слипшихся частичек. Она коричневого цвета, мягкая, пластичная. Глина не сыпется.
Зарисуйте результаты в таблицах (звучит музыка)
Опыт 3: Исследование гравия
Возьмите контейнер с цифрой 3. Что такое гравий? (это небольшие камни) Возьмите лупу, рассмотрите камни. Что интересного вы увидели? (крапинки, дорожки, узоры, углубления, ямки) Какого цвета камни? Какой формы? Все камни одинакового размера? Возьмите их в руки. Потрогайте, погладьте. Какие камни на ощупь? (шероховатые, гладкие, бугристые, пористые) Надавите пальчиками, попробуйте разделить их на части. Получается? Почему? (камни твердые)
Попробуйте просеять камни через сито. Получилось? Почему? (камни крупные, большие, в отличие от песчинок)
Какой сделаем вывод? Что можно сказать про гравий?
Вывод: гравий-это камни небольшого размера, разного цвета и формы. Они могут быть и гладкими, и шероховатыми. Камни твердые, их нельзя просеять.
Зарисуйте полученные результаты (звучит музыка)
Ребята, проверьте друг у друга, все ли правильно выполнили? (Проверка в парах) Хорошо, теперь покажите свои таблицы. Я вижу, что все старались, все справились с заданием. Приведите в порядок свои рабочие места. Нам осталось отправить научные таблицы Виталию Леонидовичу, который ждет результаты наших исследований. Складываем таблицы в конверт. Снимаем халаты, шапочки и подходим ко мне. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя три раза обернитесь - и в детском саду очутитесь.
Ребята, у меня есть волшебная книга, в которой собран материал о нашей Ивановской области. Посмотрите, здесь и загадки, и фотографии животных, природы, полезных ископаемых нашего края. А также здесь есть место для образцов полезных ископаемых. Давайте поместим сейчас наши образцы в книгу. У нас осталось место для наших будущих исследований.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам было интересно, что запомнилось больше всего? (ответы детей) Если вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение, то выберите себе яркий камень, если занятие не понравилось и вам грустно - возьмите темный камешек (выбирают «камни настроения»).
Всем спасибо. Ребята, а сейчас мы отправляемся в группу, где внимательно рассмотрим нашу волшебную книгу и подготовим конверт для отправки Виталию Леонидовичу, а на прогулке сходим на почту и отправим результаты исследований.