Анастасия Коробицкая
Конспект НОД «Мы россияне»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по патриотическому воспитанию
В старшей группе.
«Мы Россияне»
Программное содержание. Закрепить с детьми государственные символы (герб, флаг,гимн). Отрабатывать у детей выразительность движений и речи посредством танцев и стихотворений. Воспитывать у детей чувство патриотизма, чувство любви к Родине.
Материалы к занятию. Аудиозапись песен о Родине, видео о Родине,костюмы северного и русского народов.
Публикация «Конспект НОД „Мы россияне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия.
Звучит аудиозапись «Гляжу в озёра синие». Заходят дети, держась за руки. Садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята,когда вы только что заходили в зал, звучала песня «Гляжу в озёра синие». Слова к песне написал Игорь Шаферян,а музыку к ней написал Афанасьев, а исполнила эту песню Ольга Воронец. Авторы и исполнители были патриотами своей страны и своё чувство любви к Родине, чувство гордости за неё попытались донести до нас, слушателей. Ребята, а что такое патриотизм?
Дети: Патриотизм –чувство любви к Родине.
Воспитатель: Вы правы ребята. Но патриотизм- это ещё и любовь к природе, литературе, чувство уважения к культуре,традициям народа.
А что такое пословица?
Дети: Пословица- это короткое поучение. Мудрые предложения.
Воспитатель: Русский народ – это мудрый народ. Не зря он хранит в своём языке пословицы о труде, дружбе, верности. А чему она учит?
Дети: что нужно делать, а что не нужно. Что правильно, а что неправильно.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним пословицы о Родине.
Дети: Нет земли краше,чем Родина наша.
Жить- Родине служить.
Родина – мать умей за неё постоять.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте послушаем отрывок из песни «С чего начинается Родина?» Марка Бернеса.
Ребята,а как вы думаете,с чего начинается слово «Родина»?
Дети: слово «Родина» начинается от слова «род». От него произошли и другие слова : родственники, родной. родители, народ.
Воспитатель: А что они означают?
Дети: Эти слова обозначают близких людей давно связанных друг с другом.
Воспитатель: Действительно. На родине обычно живут наши мамы, папы, бабушки, дедушки, друзья детства. Все они заботятся друг о друге, разговаривают на одном языке. И куда бы ни поехал человек, он мечтает вернуться домой на родину. Здесь даже деревья,цветы, трава кажутся родными. Ребята давайте почитаем стихи о Родине.
«Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаё т:
Старый дом, в саду смородина,
толстый тополь у ворот.»
«Иль степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.»
-Каждая берёзка,каждый кустик,
Задремавший в снегу поля.
Всё напомнит нам о самом важном
Только здесь родимая земля.
-Ты до того берёзонька красива.
И в полдень жаркий и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я не мыслима без твоей красы.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фильм о наше любимой России. В каких –то местах вы уже бывали, а в каких-то пока нет. Но всё это наша огромная страна Россия – наша Родина.
Видео под аудиозапись «Мы дети Галактики» на экране мелькают картинки о Байкале, Иркутске, Москве.
Воспитатель: Оказывается, Родина бывает большая и малая. Расскажите о ней.
Дети: малая Родина – это место, где человек появился на свет и вырос.
Большая Родина – наша страна Россия.
Воспитатель: наша страна так огромна,что на её территории проживает более 100 разных народов. Это русские, буряты, чуваши, татары, украинцы.
Многие народы живут на севере нашей Родины: это чукчи,якуты,ненцы,тофалары. Там где всегда мороз, белые медведи, северное сияние и, конечно же олени. Сейчас обо всём об этом поведают нам северяне в своём танце.
Танец «Увезу тебя я в тундру»
Молодцы! Здорово! А теперь давайте ещё почитаем стихи о Родине.
Дети:
-Родина моя, бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
- И куда б судьба не занесла,
Не дано забыть нам об одном-
Это ненаглядная Россия.
Есть единственный наш общий дом.
-Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
-Россия – как из песни слово
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Воспитатель: Но самый большой народ России – это русские. Русская душа всегда отличалась щедростью и гостеприимством и конечно же, русский народ очень любит зиму с её забавами и песнями. Ребята,а назовите мне русскую национальную зимнюю обувь.
Дети: валенки.
Воспитатель: конечно же, это валенки. Тёплые,удобные,так здорово прокатится в них с горки. И следующий танец так и называется.
Танец «Валенки»
Воспитатель: ребята замечательно станцевали. молодцы а теперь продолжим нашу беседу. В каждой стране есть свои государственные символы.
Скажите мне пожалуйста что это такое.
Дети: знаки одной страны от другой.
Воспитатель: Посмотрите на флаг России. Наш флаг состоит из каких полосок?
Дети: белая, синяя, красная.
Воспитатель: В России эти цвета почитались издавна и имели своё значение.
Что означает белый цвет?
Дети: белое облако, ромашка на лугу, белоснежную зиму.
Воспитатель: А если говорить о человеке,то какое качество означает белый цвет?
Дети: благородство.
Воспитатель: А какого человека можно назвать благородным?
Дети: того, кто не помнит зла и совершает хорошие поступки.
Воспитатель: А что означает синий цвет?
Дети: синее небо, реки, озёра, моря.
Воспитатель: А если говорить о человеке, то какое качество означает синий цвет?
Дети: честность.
Воспитатель: а какого человека можно назвать честным?
Дети: того,кто никогда не лжёт а, всегда говорит правду.
Воспитатель: а что означает красный цвет?
Дети: капелька крови, цветы, тепло. Радость.
Воспитатель: а если говорить о человеке, то, какое качество означает красный цвет?
Дети: смелость.
Воспитатель: а какого человека можно назвать смелым?
Дети: того, кто ничего не боится.
Воспитатель: Эти цвета русский народ считал самыми красивыми, поэтому их использовал для русского народного костюма. Ребята, а где можно видеть флаг?
Дети: на самолётах, соревнованиях.
Воспитатель: а теперь посмотрите на герб России. Расскажите про него.
Дети: это тёмно – красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл, который держит в лапах скипетр и державу. Скипетр – жезл, украшенный драгоценными камнями. А держава – это шар, на котором есть крест.
Воспитатель: Что вы знаете об орле. Какая это птица?
Дети: гордая, красивая, сильная.
Воспитатель: А почему орёл двуглавый?
Дети: Чтобы не пропустить ни одного врага.
Воспитатель: А почему орёл золотого цвета?
Дети: на Руси сравнивали его с солнцем, его головы смотрят в разные стороны. знакомятся с соседями.
Воспитатель: Не случайно много пословиц и поговорок придумано русскими людьми о Солнце. Д авайте вспомним о них.
Дети: -Солнце встаёт- так и день настаёт.
-Солнце, как родная матушка, никого не обидит.
-Солнце не закроешь,а правду не скроешь.
Воспитатель: Жизнь русского человека связана с солнцем, наши предки – славяне изображали символ солнца, т. е. русский блин на всех предметах быта, которыми пользовались : на национальных костюмах, прялках, и многих других предметах. Люди считали, что солнце встаёт утром и едет на огненной колеснице по небу, а вечером садится за горизонт и умирает. Но утром рождается вновь. А что на груди орла?
Дети: всадник, который убивает чёрного змея.
Воспитатель: А что это означает?
Дети: добро побеждает зло.
Воспитатель: А как зовут этого всадника?
Дети: Георгий Победоносец.
Воспитатель: А почему его называют Победоносцем?
Дети: Потому что он приносил победу. Ему поклонялись,как воину и защитнику Отечества.
Воспитатель: Ребята расскажите, а где герб России изображается?
Дети: на флагах, печатях, документах, монетах.
Воспитатель: ребята, я не случайно с вами заговорила о Солнце. Ведь если вспомнить русские народные игры и забавы, то почти во всех дети встают в круг, в хоровод. А хоровод на что похож?
Дети: на солнце.
Воспитатель: конечно на солнышко. И мы с вами сейчас поиграем в русскую народную забаву «гори солнце ярче». Давайте встанем в хоровод.
«Гори солнце ярче
Летом будет жарче
А зима теплее.
А весна милее.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло».
На последних строчках кланяемся и повторяем сначала.
Воспитатель: ребята есть песни о любви, есть колыбельные, которые поются детям на ночь,есть песни хороводные, народные. Но в каждом государстве есть своя особая песня. Как вы думаете, что эта за песня?
Дети: гимн
Воспитатель: ребята, а что такое гимн?
Дети: хвалебная песня, которая восхваляет страну, город. Это самая торжественная песня нашей страны.
Воспитатель: гимны во все времена отражали историю нашей страны, быть её патриотами, жить в мире и согласии с другими народами. Ребята, когда звучит гимн?
Дети: когда артисты, спортсмены, писатели получают награду в час праздника.
Воспитатель: Да, ребята, гимн звучит в государственные праздники. Когда руководители,наш президент приезжает в другую страну, в другое государство звучит гимн, как знак уважения к гостям и, конечно же, когда наши спортсмены, артисты получают награду. Когда они стоят на пьедестале, поднимается наш российский флаг, звучит наш российский гимн и в глазах спортсменов блестят слёзы, не потому что им больно, а потому что это слёзы гордости за свою страну. Ребята а как наши слушают гимн?
Дети: стоя. Мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель: ну а сейчас я попрошу всех встать и послушать гимн. Слова к гимну написал С. Михалков,а музыку Александров.
Звучит гимн Росии.
Воспитатель: я заметила, что во время гимна. Вы стояли, гордо подняв голову, расправив плечи,такое чувство,что по телу мурашки бегают. Наверное вы как и взрослые испытали чувство гордости за совю Родину. Ребята, а сейчас я вам предлагаювстать в круг и взятся за руки. Посмотрите друг на друга, посмотрите на гостей. Мы все с вами разные: светлые и тёмные, высокие и низкие, но все мы любим и гордимся тем, что живём в России.
Я очень надеюсь, что вы запомните то, о чём мы с вами говорили сегодня. А говорили мы о любви к нашей Родине, нашей России.
Я надеюсь,что вы вырастите хорошими людьми, которые будут любить своих близких,друзей.
Ребята, ну а сейчас мы встанем полукругом и подарим нашим гостям замечательную песню о нашей родине называется «Моя Россия». После исполнения песни дети кланяются и уходят из зала под аудиозапись «Мы дети Галактики.»