Алла Левицкая
Конспект НОД «Мезенская роспись» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи:
1. Знакомство с Мезенской росписью. Историей, традициями, художественными приемами.
2. Познакомить с технологией выполнения элементов мезенской росписи.
3. Учить передавать композицию на разных геометрических формах.
4. Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера.
5 .Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.
Темочки:
Материал и оборудование: деревянные изделия, украшенные мезенской росписью, вода, кисти,акварель, гуашь, салфетки, полосы бумаги, простые карандаши, образцы элементов мезенской росписи.
Ход НОД:
Здравствуйте, дети!
Посмотрите, какая красота у нас в зале. (все рассматривают изделия с Мезенской росписью.)
Это Мезенская роспись. Вам нравится? (ответы детей)
Садитесь поудобнее я расскажу вам о том, где родилась эта великолепная ропись. Послушайте замечательное стихотворение
Светланы Ледковой «Мезенская роспись»
Роспись волшебную эту
Будем как книгу читать,
В стройных ее силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоем отзовется,
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить
Птиц и Коней мчащих вдаль.
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают
Из бересты туеса.
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.
На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники. Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье. Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.
Давайте ещё раз подойдём к выставке и внимательно рассмотрим все изделия.
-Что видите? Назовите узнанные вами вещи. (ответы детей)
-Какие элементы росписи вы можете назвать? (ответы детей)
Вы правы, в росписи множество завитков, крестиков, звёздочек, кружков, птиц, коней.
-Какие цвета используются в Мезенской росписи? (ответы детей)
-А хотите сами попробовать нарисовать узор на полосе? (ответы детей)
Дети садятся за приготовленные столы. Воспитатель показывает детям таблицу элементов Мезенской росписи и образцы геометрических орнаментов в полосе с простыми элементами.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!»
Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди
Здравствуй, небо голубое! «здороваемся» с пальцами
Здравствуй, вольный ветерок! левой руки, похлопывая друг
Здравствуй, маленький дубок! друга кончиками
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Дети самостоятельно выбирают элементы и составляют узор. Воспитатель напоминает последовательность рисования орнамента на полосе, помогает детям, нуждающимся в помощи. Все работы раскладываются на столах.
Подвидение итогов:
-С какой росписью мы сегодня познакомились?
-Назовите элементы росписи. (ответы детей)
-Какие элементы вам больше всего понравились, и вы их нарисовали? (ответы детей) Я предлагаю вам устроить вставку ваших работ.